• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кудрин хочет "остудить" рынок АЛЕКСЕЙ КУДРИН ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ ОТ ИСКУШЕНИЯ СОЗДАВАТЬ ВРЕМЕННЫЙ РАЙ ЗА СЧЕТ ДЕШЕВЫХ ДЕНЕГ Набиуллина против: это затормозит рост экономики

Российская газета. 2 апреля 2008

ЧТО ВАЖНЕЕ: макроэкономическая стабильность или рост экономики? Вчера в дискуссию по этому поводу вступили вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина и первый зампредседателя ЦБ Алексей Улюкаев.

Они открыли международную научную конференцию "Модернизация экономики и глобализация", организованную ГУ — Высшая школа экономики при участии Всемирного банка и Международного валютного фонда.

Они открыли международную научную конференцию "Модернизация экономики и глобализация", организованную ГУ — Высшая школа экономики при участии Всемирного банка и Международного валютного фонда.

Ежегодная научная конференция "Вышки", заметим, уже не первый раз становится площадкой для жарких дебатов между представителями двух ведущих министерств. И то, что в этом году оппонентом заядлого монетариста Кудрина вместо Германа Грефа была сменившая его на министерском посту "более сдержанная" Эльвира Набиуллина, ничуть не снизило накала дискуссии. К тому же теперь спор разворачивается в новом контексте — на фоне мирового финансового кризиса, угрозы спада глобальной экономики и "перегрева" российской экономики.

Впрочем, о последней опасности говорили Кудрин и поддержавший его Улюкаев, а у Набиуллиной иная точка зрения.

Однако начал свое выступление глава минфина довольно бодро.

Рост отечественной экономики за первые два месяца этого года составил 7,8 процента, промышленного производства — 6 процентов, а инвестиций — более 20 процентов. И все эти показатели больше прошлогодних, отметил Кудрин. А в разгар мирового финансового кризиса Россия может стать "островком стабильности", процитировал сам себя глава минфина. Но тем не менее есть и проблемы. Рос- сийская экономика все еще слишком сильно зависит от мировых цен на нефть, а они растут как на дрожжах. Только за два месяца этого года они превысили уровень прошлогодних за такой же период на 40 долларов, а с начала 2000 года страна получила за счет экспорта сырья 475 миллиардов долларов дополнительных доходов, подсчитал Кудрин. Но непредсказуемость нефтяных цен, которые давно носят спекулятивный характер и оторвались от базовых показателей спроса и предложения, становятся, по мнению главы минфина, фактором нестабильности.

Между тем обилие нефтедолларов по-прежнему подогревает идеи об использовании этого преимущества, полученного за счет хорошей мировой конъюнктуры.

Основные предложения: задействовать ресурсы золотовалютных резервов и Фонда национального благосостояния для вливания "длинных" денег в экономику.

Но сам он вчера совершенно четко повторил, что он является противником таких методов. И объяснил почему. "Длинные" деньги, считает он, возникают только в стабильной экономике — то есть при низкой инфляции и сбалансированном курсе национальной валюты. А с инфляцией, как известно, у нас не все благополучно. Кроме того, основные деньги в экономике возникают не за счет государственных вливаний, а благодаря привлечению средств коммерческих банков. В России это привлечение в последние годы растет, но пока на каждый "государственный " рубль частники вкладывают три рубля, тогда как в развитых странах, при пересчете на нашу валюту, от 6 до 10 рублей, рассказал Кудрин. По поводу золотовалютных резервов его чуть позже поддержал и Улюкаев. "Это деньги, на которые мы уже один раз пообедали", — образно выразился зампредседателя ЦБ. Банк России приобретает валюту, поступающую в страну, выпускает под нее рубли, то есть деньги, по его словам, уже работают в экономике. Что же касается снижения налогов, то и здесь Кудрин не видит больших возможностей.

Еще одна проблема, на которую обратил внимание Кудрин, — это опасность так называемого перегрева экономики. Он весьма подробно рассказывал, что в бурно растущем Китае и в соседнем Казахстане уже ставятся задачи "придержать" экономический рост некоторых отраслей.

Но мы и не можем себе позволить более низкие темпы роста, как развитые страны, считает Набиуллина. Между тем ставка на сокращение денежного предложения и борьбу с инфляцией, в том числе и под разговоры о "перегреве", может охладить экономический рост, "бросила камень" в сторону Кудрина глава минэкономразвития. По ее словам, мы сейчас находимся в сложной ситуации: с одной стороны, перед страной стоят амбициозные задачи, с другой — новые вызовы подает глобализация. Стране надо повышать качество человеческого капитала, а это требует немалых затрат на образование, здравоохранение, экологию, и использование частных инвестиций на первом этапе в этих сферах затруднительно. Надо решать проблемы со снятием инфраструктурных ограничений, но и здесь, опять же, деньги бизнеса должны быть поддержаны государственными гарантиями. Наконец, понадобятся большие средства для реализации крупных прорывных проектов в сфере высоких технологий. Набиуллина не стала вступать в явный спор с Кудриным относительно проведения осторожной бюджетной политики. Но твердо дала понять, что излишняя жесткость денежной политики может стать тормозом экономического роста.

В этом положении надо искать развязки, предложила компромисс глава минэкономразвития. Именно поэтому министерство считает возможным снизить налоги. Причем идея заключается не в ослаблении бюджета, а в придании налогам стимулирующей роли, пояснила Набиуллина. По ее мнению, надо дать предприятиям возможность за счет снижения налогов получить новые ресурсы на развитие, которые они пока не могут получить в виде банковских кредитов. Второе предложение — это использовать для экономики пенсионные деньги или средства Фонда национального благосостояния. Сейчас, говорит министр, появилось много долгосрочных проектов, под которые нужны "длинные" деньги, а в банковской системе их пока нет. В перспективе капитализация банков повысится, средства появятся, но деньги то нужны сейчас. Причем министр признала, что такие вливания могут подстегнуть и инфляцию, но не так сильно, как потребительские кредиты. Вообще же, сейчас важно не спорить, что первично — макроэкономическая стабильность или рост экономики, а искать баланс, подвела черту министр.