• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Твердый рубль

Российская газета. 3 ноября 2009

По мнению директора Центра развития ГУ - ВШЭ Валерия Миронова, крепкий рубль невыгоден в первую очередь секторам экономики, конкурирующим с импортом, - производителям машин и оборудования, пищевой промышленности.

За сентябрь - октябрь рубль вырос по отношению к доллару более чем на 9 процентов. Это самый большой показатель среди стран "двадцатки", подсчитали эксперты

На фоне крепнущего рубля вновь оживились дискуссии по поводу того, какой курс является наиболее приемлемым для российской экономики, ведь у сильной национальной валюты есть и плюсы, и минусы. Однако опрошенные "РГ" эксперты считают, что пока делать какие-то выводы по влиянию курса рубля рано.

"Цена" доллара по отношению к рублю снизилась за октябрь на 99,5 копейки, евро - на 92,25 копейки. Бивалютная корзина, которая состоит на 0,55 из доллара и на 0,45 из евро, стала легче почти на один рубль. В сентябре она потеряла еще больше - 1,7 рубля. Российская валюта постепенно возвращает позиции, утраченные в ходе девальвации начала года, отмечают эксперты в исследовании Центра экономического анализа "Интерфакса". Укреплению рубля, по их мнению, способствовал возобновившийся в октябре рост мировых цен на нефть. Стоимость барреля в прошлом месяце вновь вышла за отметку в 80 долларов. Но сыграли роль и другие факторы - осенью начали входить на российские фондовые площадки глобальные инвестфонды, поясняет "РГ" один из авторов исследования, ведущий аналитик информационного агентства Финмаркет Андрей Лусников. "Курс рубля, - напоминает он, - практически не рос в течение лета. А осенью плотину прорвало, и на рынок пошли деньги".

Рубль, подсчитали аналитики, оказался одной из самых быстрорастущих валют в сентябре. В первом осеннем месяце он разделил лидерство в "двадцатке" с бразильским реалом. В октябре российскую валюту по темпам укрепления обогнали только австралийский доллар и британский фунт, которые прибавили по отношению к доллару соответственно 5,1 и 4 процента, тогда как рубль потяжелел на 3,2 процента.

Но по итогам двух месяцев укрепление рубля оказалось самым значительным. Австралийская валюта, занявшая в этой "гонке сильных" второе место, прибавила за это же время 8,3 процента.

Впрочем, если сравнивать поведение валют не за два месяца, а с начала года, то картина будет иной - рубль по темпам укрепления находится где-то посередине. "По соседству" с ним - валюты Кореи, Индии, Турции и Еврозоны, которые прибавили в среднем по 3 - 5 процентов. Причем, например, у индийской рупии не было заметного снижения к доллару на фоне кризиса, как в России, замечает собеседник "РГ". В то же время австралийский доллар с января вырос по отношению к американской валюте на 32 процента, бразильский реал - на 33 процента, рэнд ЮАР - на 20 процентов. Единственной валютой, существенно утратившей свои позиции, стал аргентинский песо, потерявший 9,5 процента. Китай, Саудовская Аравия и Япония остались практически на прежнем уровне.

При этом власти Поднебесной и Саудовской Аравии - единственные из стран "двадцатки" сохраняют жесткую привязку своих валют к доллару и пользуются действенными рычагами по регулированию курса.

В остальных государствах курс национальной валюты является либо полностью свободным, либо - относительно плавающим, как в России, уточняет Лусников. Правда, заметим, беспокойство по поводу "слишком сильной" валюты звучит и из уст руководителей Европейского Центробанка. Время от времени они делают намеки, что могут начать валютные интервенции. Но пока этим и ограничиваются.

Банк России, напомним, уже заявлял о том, что полностью отпустит рубль в свободное плавание в течение ближайшей трехлетки. Сейчас, как говорил недавно глава Центробанка Сергей Игнатьев, курс рубля является "почти свободным". Однако ЦБ выходит на рынок с интервенциями, чтобы сдержать слишком большую подвижность курса. В октябре, по подсчетам экспертов, он купил валюты почти на 15 миллиардов долларов. Кроме того, до исторического минимума в 9,5 процента в прошлом месяце была снижена ставка рефинансирования. Это, по идее, должно снизить привлекательность краткосрочных вложений в российские активы и препятствовать накоплению рисков на фондовом и валютном рынках.

Близок ли процесс укрепления рубля к завершению или нет, пока сказать трудно, замечает Лусников. " Но рубль все-таки вырос слишком сильно, пора корректироваться " , - говорит он. По мнению директора Центра развития ГУ - Высшая школа экономики Валерия Миронова, крепкий рубль невыгоден в первую очередь секторам экономики, конкурирующим с импортом, - производителям машин и оборудования, пищевой промышленности. Укрепление национальной валюты подрывает позиции отечественной промышленности на внутреннем рынке, открывая "двери" ввозу продукции. В сентябре, по данным минэкономразвития, импорт резко вырос - больше чем на 14 процентов по сравнению с августом. На 17,6 процента больше завезли машиностроительной продукции, на 16,9 процента - химической продукции, на 9,3 процента - продовольствия и сырья для его производства. Правда, гораздо больше опасностей, чем укрепление или ослабление, приносят сильные колебания рубля, полагает эксперт. В России, в отличие, например, от европейских экономик, практически не развиты инструменты хеджирования валютных рисков, говорит Миронов. И потому отечественным производителям трудно приспособиться к "скачкам" курса.

Замглавы минэкономразвития Андрей Клепач говорил недавно, что опасным для экономики будет курс отечественной валюты в районе 26 - 27 рублей за доллар.