• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Великобритания вводит 50%-ный налог на банковские бонусы

Страна.RU. 11 декабря 2009

Директор банковского института ГУ-ВШЭ Василий Солодков: "В российских условиях экономической целесообразности для принятия подобного решения нет, а политический эффект от него окажется сиюминутным".

В опубликованной в четверг в выходящей в Лондоне Wall Street Journal Europe совместной статье премьер-министр Великобритании Гордон Браун и президент Франции Николя Саркози призвали к заключению нового договора между банками и обществом. И в этой связи, они назвали приоритетной мерой введение налога на бонусы банкиров.

Как сообщил накануне министр финансов Великобритании Алистер Дарлинг, единовременный 50-процентный налог вводится на банковские бонусы размером, свыше 25 тысяч фунтов стерлингов (41 тысяча долларов США).

В сегодняшних кризисных условиях банки должны направлять средства на укрепление капитала, а не на выплату огромных бонусов своему руководству, подчеркнул Дарлинг. И напомнил, что возвращение банков на прибыльный уровень стало возможным, в значительной мере, благодаря осуществленной правительством поддержке данного сектора. По прогнозам экспертов, введение нового налога принесет госказне порядка 500 миллионов фунтов и затронет 20 тысяч банковских служащих. А некоторые аналитики полагают даже, что объем привлеченных средств может достигнуть четырех миллиардов фунтов, поскольку банки, скорее всего, будут настаивать на выплате бонусов, не взирая на объявленные предновогодние налоговые сюрпризы.

Впрочем, считать их желанным подаркам представители банковского сообщества "туманного Альбиона" пока отказываются и уже пригрозили - отнюдь не туманно - исходом ряда компаний в иные страны - с "более доброжелательным отношением к банковскому сектору". Вследствие чего, по их мнению, Лондону может быть нанесен ущерб, как мировому финансовому центру.

Москве, как известно, подобная опасность сегодня не грозит (представители власти пока только заявляют о намерении превратить ее в мировой финансовый центр). А потому, без оглядки на данную угрозу, к примеру, Россия также могла бы, по идее, ввести аналогичный налог, который, вдобавок, помог бы дополнить оскудевшие в кризис налоговые поступления. На вопрос Страны.Ru, не готовятся ли Минфином подобные новации, в пресс-службе Министерства финансов РФ получить ответ не удалось.

Эксперты, однако, восприняли возможность такого новшества скептически.

Хотя и не без тревоги. К примеру, в одной из инвестиционных компаний прокомментировать вероятность принятия сходной меры в России отказались. "Данный вопрос чувствителен для нас", - пояснил Стране.Ru представитель ИК.

В российских условиях экономической целесообразности для принятия подобного решения нет, а политический эффект от него окажется сиюминутным, заявил Стране.Ru директор банковского института ВШЭ Василий Солодков. Как он уточнил, в Англии многие проблемные банки были национализированы государством, и в этих условиях выплата огромных бонусов их руководителям - фактически, за счет налогоплательщиков - выглядела необоснованной. В России же, в этом смысле, ситуация иная. Хотя определенные вопросы к существующей в отечественных банках бонусной системе, конечно, имеются, в частности, обусловленные ее непрозрачностью. Неоднозначной представляется и правомерность выплат значительных вознаграждений руководителям госбанков (Сбербанка и ВТБ), также допустивших просчеты и потери в своей деятельности, добавил Солодков.

Ответить же, может ли быть упомянутое решение принято и российским правительством или нет, собеседник затруднился. А вот вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов уверенно исключил подобную возможность. Как он напомнил, в Великобритании налоги взимаются по "прогрессивной" многоступенчатой шкале. И в данном случае, добавление еще одной ступени не выглядит принципиальным. Другое дело, в России, где, как известно, принята единая "плоская" шкала подоходного налога в 13%. И если, допустим, с доходов банковских топ-менеджеров начнут взимать 50-процентный налог, а с доходов гораздо более богатых владельцев компаний все те же 13%, банкиры окажутся в роли "прокаженных". Что будет выглядеть абсолютно неправомерно, констатировал Иванов в комментарии для Страны.Ru.

По его словам, перейти на "прогрессивную" схему налогообложения, функционирующую во многих развитых странах, в России мешает, в том числе, не достаточная развитость здешних налоговых структур, которые пока не способны обеспечить качественное налоговое администрирование.

А если уж говорить о социальной справедливости, то, в этой связи, печальную новость о том, что Россия в текущем году переместилась с прежнего 9-го на 20-е место в перечне государств с самой высокой покупательской способностью то-п-менеджеров, напротив, следует счесть позитивной, продолжил вице-президент Ассоциации региональных банков. По его определению, данная информация свидетельствует о наметившемся некотором сокращении чрезмерного разрыва между доходами самых богатых и самых бедных россиян. А потому уже появившиеся СМИ заверения в том того, что уже в ближайшем будущем наша страна вернется на прежнее место в названном рейтинге или даже шагнет выше, напротив, не должны обнадеживать. Если доходы отечественных топ-менеджеров вновь пойдут вверх - в отсутствие адекватного экономического роста и сопутствующего повышения среднестатистических доходов россиян - это следует воспринять как тревожный сигнал, заключил Иванов.