• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Банкиры хотят оставаться большими

Gzt.Ru. 28 января 2010

Василий Солодков, директор Банковского института ГУ-ВШЭ считает меры по ограничению банков продуктивными, но отмечает, что подход должен быть общемировым:"Если мы с вами это сделаем только в США и больше нигде, то все перетечет из одного сообщающегося сосуда в другой".

Открывшийся в среду швейцарском Давосе 40-й экономический форум, похоже, принесет банкирам одни разочарования. Меры президента США Барака Обамы по разукрупнению финансового сектора по другую сторону Атлантики были восприняты с пониманием. Накануне форума об этом заявил глава Европейского центробанка Жан-Клод Трише.

Первый день Всемирного экономического форума в Давосе ознаменовался обсуждением одного из самых спорных вопросов - предложения президента США Барака Обамы по реформированию банковской сферы.

На прошлой неделе Обама заявил, что намерен быть последовательным в борьбе с "жирными котами с Уолл-стрит":"Никогда больше американские налогоплательщики не станут заложниками банков, которые слишком большие, чтобы рухнуть", - предупредил он.

В числе конкретных мер президент США назвал ограничение банковских операций и лимита роста для крупных финансовых корпораций.

Вместе с тем накануне форума президент Европейского центробанка (ЕЦБ) Жан-Клод Трише в интервью The Wall Street Journal высказал свое отношение к предложенным Бараком Обамой реформам. Так, Трише считает, что подход со стороны европейских монетарных властей должен быть ограниченным. Кроме того, глава ЕЦБ призвал избегать перекосов в реформировании банковской сферы по обе стороны Атлантики.

Вместе с тем Трише не отрицает необходимость реформ. "Они направлены в ту же сторону, что и наши, а именно к тому, чтобы заставить банковский сектор сосредоточиться на финансировании реальной экономики, что является их главной ролью", - подчеркнул глава ЕЦБ.

Кассандра Давоса

Обсуждение реформирования банковской сферы состоялось на сессии "Новые стандарты для роста мировой экономики". Один из участников дискуссии - Нуриэль Рубини, которого на нынешнем форуме окрестили Кассандрой Давоса за предсказанный в 2007 году кризис в мировой экономике, поддержал идеи Обамы.

"Я полагаю, претворение в жизнь этого плана позволит банковскому сектору развиваться в правильном направлении, однако этого недостаточно", - цитирует Рубини WSJ.

Рубини не смог обойти проблему баснословных бонусов в банковской сфере. По оценкам экономиста, банки вернулись к обычной бизнес-деятельности, одновременно с этим вновь стали выплачиваться неадекватные вознаграждения банкирам.

Позиция банкиров

Глава британского банка Barclays Роберт Даймонд предупредил, что планы Барака Обамы по ограничению размеров банков могут обострить проблему безработицы, снизить обороты мировой торговли, замедлить восстановление экономики после кризиса. Выступая на форуме, Даймонд напомнил, что появление больших, интегрированных и универсальных банковских институтов стало своеобразной приметой посткоммунистического развития финансовой системы.

"Нам необходимо совершенствовать банковское регулирование, но абсолютно не требуется вводить новые регулятивные меры", - цитирует BBC председателя правления Lloyd's лорда Питера Левена. По его мнению, ужесточение правил в США и Великобритании приведет к тому, что бизнес будет перетекать в другие финансовые центры, такие как Сингапур, Шанхай, Цюрих.

Глава Deutsche Bank Джозеф Акерман считает, что если правительство будет слишком рьяно давить на рынки, то в проигрыше окажутся все без исключения. По мнению банкира, введение согласованных и универсальных правил является непреложным условием восстановления мировой экономики.

"Поможет ли восстановлению экономики, если крупные банки будут раздроблены?"- задает вопрос глава британского Standard Chartered Bank Питер Сэндс. Банкир считает, что "нет"- единственный беспристрастный ответ на этот вопрос. "Ставки слишком высоки, и даже небольшая оплошность может задушить восстановление", - пояснил Сэндс.

Жадность погубит

Нашлись среди прибывших в Давос финансистов и те, кого не устраивает нынешний порядок вещей. По мнению главы норвежского производителя удобрений Yara International ASA Йоргена Оле Хаслестада, жадность стала своего рода "приметой времени". "В некоторых финансовых организациях было много денег, которые раздавались молодым сотрудникам, не сделавшим ничего для компании", - посетовал участник форума.

Глава финансового комитета нижней палаты конгресса США Барни Франк, выступая на сессии "Следующий глобальный кризис", заявил, что введение новых правил - "хорошая идея". Так, по мнению Франка, если Лондон и Вашингтон договорятся о применении дополнительных регулирующих мер, это станет огромным шагом на пути предупреждения финансовых кризисов в будущем.

"Лично я считаю, что основной причиной кризиса является слабость системы регулирования, поэтому меры в этом направлении принять необходимо. Вместе с тем вопрос, насколько нужно ужесточать меры регулирования, пока остается открытым", - комментирует дискуссию в Давосе глава комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский. По его мнению, США не случайно именно сегодня заговорили об опасности совмещения инвестиционных и расчетных операций банков:"По существу, это напоминание всем остальным странам, что совмещение консервативных процедур по расчету и хранению тех же вкладов с рискованными банковскими операциями, инвестиционными по смыслу, тем более с производными, недопустимо".

Виктор Плескачевский считает, что вполне понятно, почему банкиры в Давосе кричат о том, что ужесточение регулирования финансовой системы будет сдерживать развитие экономики. "Но они забывают добавить, что дополнительные меры будут сдерживать риски возникновения очередного кризиса", - говорит Плескачевский.

Что касается России, то, по словам эксперта, в ближайшее время подобные дилеммы перед отечественным банковским рынком не возникнут. В частности, потому, что структура российского финансового рынка не соответствует мировой.

Стоит ли искусственно уменьшать банки?

Алексей Мамонтов, президент Московской международной валютной ассоциации

Экономика США понесла наибольшие потери именно от действий финансового сектора. С другой стороны, именно в экономике Соединенных Штатов этот финансовый сектор, в отличие от других стран, не просто сильно, а гипертрофированно развит. То есть доля в ВВП финансового сектора США гораздо объемнее, чем доля в ВВП финансового сектора даже в странах еврозоны. Просто так исторически и традиционно сложилось, что американская экономика базируется на многих китах, но одним из самых крупных китов является финансовый сектор.

Продолжу свою мысль:потери, которые понес бюджет США из-за действий финансового сектора, наибольшие. Бюджетные меры по спасению этого сектора оказались чрезвычайно высокими.

А традиция и качество Соединенных Штатов, опять-таки, заключаются в том, что бюджет - это святая святых. Траты бюджета и, соответственно, траты налогоплательщика находятся под неусыпнейшим контролем всех вокруг, включая самого налогоплательщика, и всегда являются предметом страстей и дискуссий внутриполитической жизни страны. При этом Обама пришел к власти, во многом опираясь на позиции налогоплательщиков, которые, безусловно, ждали от администрации все-таки обуздания финансового сектора для того, чтобы предотвратить такие же траты бюджета (и их собственные траты) в будущем. Так что я думаю, что рядовой налогоплательщик относится к обсуждаемому нами вопросу позитивно. А финансовый сектор, понимая, что ничего не добьется в случае простой критики, апеллирует к другому - к тому, что якобы соответствующие меры остановят экономический рост и тоже отзовутся на налогоплательщике, потому что потеряются рабочие места, сократится производство и так далее. В общем говоря, борьба идет и с той, и с другой стороны.

Олег Иванов, вице-президент - директор Центра развития банковской системы Ассоциации региональных банков России

С точки зрения США это вполне понятный вопрос, который даже исторически имеет большие корни. Если вы посмотрите на то, как развивалось американское антимонопольное законодательство, то увидите, что 100 лет назад, например, там уменьшали нефтяные компании. В результате чего из монополиста Standard Oil была создана конкурентная нефтяная отрасль. У американцев борьба за чистый рынок никогда не отменялась, всегда была, а потому они понимают, что те укрупнение и консолидация, которые происходят в банковском секторе, тоже могут вылиться во что-то глобальное и похожее на насильно раздробленную нефтяную компанию.

Так вот, в США процесс консоли- дации банков федерального уровня, который начался 50 лет назад, сейчас завершается образованием какого-то небольшого количества очень крупных банков. При этом опасность состоит еще и в том, что эти банки превращаются, по сути, в транснациональные корпорации, размер активов и операций которых сопоставим с размером американского бюджета. То есть если хотите, то здесь есть даже некоторые геополитические риски.

Однако ситуация в США и России (нужно это четко понимать) отличается. То есть нам всего этого вообще не понять:у нас абсолютно недоразвитые банки даже против размеров нашей экономики и реального сектора.

Василий Солодков, директор Банковского института Государственного университета - Высшей школы экономики

Вы понимаете, в чем дело:стоит фундаментальный вопрос о снижении рисков. А этот вопрос вытекает из двух параметров:первое - это концентрация рисков, то есть вопрос уменьшения банков, а второе - это уменьшение финансового рычага, которым банки пользуются. Он связан с некими ограничениями на те операции, которые они могут проводить.

С моей точки зрения, это продуктивно, поскольку вы знаете, что отрыв рынка деривативов от рынка активов, под которые они выпущены, составляет сотни раз. Однако при этом надо понимать, что это привнесет существенные изменения в регулирование банковской деятельности. При этом подход должен быть общемировым. Потому что если мы с вами это сделаем только в США и больше нигде, то все перетечет из одного сообщающегося сосуда в другой. Для России проблема тоже актуальна:если я возьму четыре госбанка, то они покроют примерно 80% всей нашей банковской системы. А если, не дай бог, с ними что-то случится и в этот момент не будет Стабфонда, откуда можно было бы взять деньги на покрытие убытков - что тогда? Банкиры на форуме в Давосе огорчаются, что новые правила не дадут им вести бизнес так, как они привыкли.