• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бег в денежных мешках

Новая газета. 22 сентября 2008

Сегодня мы беседуем с главным экономистом компании "Тройка Диалог", профессором Высшей школы экономики Евгением Гавриленковым.

— Повышение индекса РТС означает, что ситуация переломлена или кризис будет продолжаться?

— Думаю, ситуация еще не переломлена. Эмоциональное движение очень сильное, на 20 процентов с лишним вырос индекс РТС. Это произошло не из-за вливаний Центробанка, который предоставил больше кредитов. Надо понимать, что одновременно все центробанки тоже пошли на беспрецедентные меры: и Европейский, и Банк Японии, и Федеральная резервная система США закачали в этот день в мировую финансовую систему несколько сотен миллиардов долларов. И не только Россия пошла вверх на 20 с лишним процентов — площадки в Европе открылись и заканчиваются ростом 8—9%, это тоже беспрецедентно. Просто в предыдущие дни из России был вывод капитала. Сегодня его не было, потому что денег стало везде много.

— Перед эфиром вы сказали, что этот кризис рукотворный.

— Все кризисы рукотворные. Это действительно глобальный кризис. Надо иметь в виду, что все фондовые индексы двигались вниз с начала года. Россия до середины года росла, ММВБ и РТС до июня шли вверх. Сейчас мы наверстываем отставание по движению вниз, поэтому падаем более серьезными темпами. А в Китае индекс снизился в три раза с начала года. Причин у этого кризиса много. Все фондовые площадки были перегреты. Все индексы под влиянием дешевых денег, макроэкономической политики, которая проводилась крупнейшими странами, печатание денег в гигантских объемах — цены на все виды активов, на акции, на недвижимость, на сырье, на нефть были завышены. Наконец наступило отрезвление.

— Есть ли политическая составляющая в обрушении нашего фондового рынка? История с "Мечелом", с ТНК-ВР?

— Безусловно. С ТНК-ВР затянувшийся конфликт, куда вмешивалось активно государство. Все это порождает вопросы у иностранных инвесторов, в частности, недоумение, какие же правила действуют в стране.

Надо понять инвестора: разбираться досконально в том, кто и как сидит за столом, что означает то или иное заявление, дорого. Гораздо проще работать в странах, где все предсказуемо.

— Сколько денег в общей сложности понадобилось России, чтобы успокоить ситуацию?

— Порядка 17 миллиардов рублей было предоставлено — не так много. В предыдущие дни объемы краткосрочных кредитов доходили до 350 миллиардов рублей. У нас проблема: до сегодняшнего дня наблюдался масштабный отток капитала. Каждый день западные инвесторы выводили, по некоторым оценкам, 3—4 миллиарда долларов.

Я не знаю, насколько тут вовлечены были российские компании, но по тому, как сократились золотовалютные резервы на прошлой неделе, можно оценить отток капитала, вывод средств за прошлую неделю, в 14—15 миллиардов долларов. Думаю, на этой должно быть не меньше.