• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Праздник общей беды: как заработать на кризисе

Накануне.RU. 22 сентября 2008

Один раз в десять лет. Похоже, что, примерно с такой периодичностью, случаются кризисы в России. Но если в злополучном августе 1998 года резко упал уровень жизни большинства россиян, то сейчас, в сентябре 2008 года, всего лишь резко упали котировки акций, что, впрочем, вызвало всеобщую панику на фондовом рынке. Но когда кто-то, пусть даже и большинство, теряет, то всегда есть люди, которые обязательно находят. Не зря именно в периоды кризиса создаются самые большие состояния, и рынок меняет свои очертания, поскольку идет волна слияний и поглощений. Те, у кого остались деньги, съедает тех, у кого их нет. Но хорошо заработать на кризисе можно, и не обязательно имея огромный начальный капитал, хотя наличие свободных средств — все же важное условие. Главное, вовремя оказаться там, где нужно.

Например, в США, богатыми историей кризисов, есть человек, которого иначе как королем банкротств не называют. Как пишет РБК daily, 69-летний миллиардер Уилбур Росс в 1974 году, работая в англо-французском инвестбанке Rothschild, занимался активами лопнувшего Franklin National Bank. Росс скупал текстильные фабрики, разорившиеся по вине китайских конкурентов, и заводы по производству автокомплектующих, когда американский автопром испытывал трудности из-за конкуренции с японскими автомобилями. Триумф Уилбура Росса наступил в 2001, когда король банкротств купил разорившегося сталелитейного гиганта Bethlehem Steel. Через четыре года компания была продана Лакшми Митталу за $4,5 млрд.

Российский фондовый рынок намного моложе американского, поэтому все кризисы можно сосчитать по пальцам. Столь крупный, хоть и несколько иной по своему характеру, был в 1998 году, но тогда "погреть руки" удалось немногим. "На том кризисе хорошо заработал Абрамович, он вывел деньги, которые были в Международном валютном фонде. А больше реально заработавших не было", — высказал Накануне.RU свое мнение доцент кафедры банковского дела Высшей школы экономики Виктор Шпрингель.

Что же касается покупки компаний с долгами по цене ниже ее стоимости, то такое происходит сплошь и рядом, и кризис здесь является лишь дополнительным фактором, приведшим предприятие к финансовым проблемам. Один из таких примеров — свердловское предприятие "Макси-Групп", у которого оказались миллиардные долги, а из-за недостатка ликвидности банки отказались рефинансировать займы, в итоге владелец "Макси Групп" остался один на один со своими долгами. Ради спасения компании пришлось пожертвовать контрольным пакетом акций владельцу Новолипецкого металлургического комбината Владимиру Лисину. Вероятно, что через какое-то время "Макси-Групп" принесет новому владельцу прибыль.

Один из недавних примеров слияния, а, точнее, поглощения, представляет собой банк "Кит Финанс", также оказавшийся в трудном финансовом положении и заявивший о поиске стратегического инвестора, то есть о своей продаже. Покупатель в лице "Газпромбанка" нашелся быстро.

"Именно в периоды кризисов идет волна сделок слияния и поглощения. Кризис обычно на то и кризис, когда большинство его не ждет и не ожидает. Это совершенно нормальная экономическая практика, когда состояния исчезают и формируются. Обычно в такие времена объем падений намного больше, чем объем приобретений", — говорит доцент кафедры банковского дела Высшей школы экономики Виктор Шпрингель.

Приобретения за счет других — весьма распространенный вариант. Все, наверняка, помнят многочисленные финансовые пирамиды в 1990-х годах, кризисных во всех отношениях. Теперь же почва для мошенничества, кажется, тоже весьма благодатная.

"Рассвет финансовых пирамид связан с тем, что в последние два года доходность пифов и легальных компаний была более, чем скромная. В прошлом году — около 11%, а в этом году на рынке акций одни убытки, на рынке облигаций тоже. Конечно, такие пирамиды, предлагающие доходность в 30—50%, выглядят "конкурентоспособными". Хотя должен признать, что даже если паевые фонды показывали 70%, как в 2006 году, то пирамиды указывали 100—200%. Часть пайщиков могли предпочесть некие пирамиды, которые казались им надежными", — заявил Накануне.RU директор ИФГ "Аккорд-Инвест" Константин Селянин. Сейчас, по его словам, легальные финансовые продукты продолжают быть убыточными, что может подтолкнуть кого-то в руки мошенников, но, с другой стороны, с финансовыми пирамидами развернулась настоящая борьба, люди стали более финансово грамотными, им доступна информация, как не стать жертвой обмана. Собственно, поэтому можно надеяться, что таким образом "заработавших" на кризисе не будет.

Из вполне законных способов одним из самых перспективных является игра на опережение. Однако подавляющее большинство — не экстрасенсы и предвидеть будущее не умеют, но могут предугадать. Как один американский управляющий хэдж-фондов Джон Полсон. Еще два года назад он понял, что буря обязательно грянет и стал вести игру против рынка недвижимости. Конечно, многие крутили пальцев у виска, да и сам Джон Полсон вначале нес убытки. Но $3—4 млрд, которые он потом заработал, с лихвой все компенсировали. Кстати, удачливый управляющий продолжает играть на понижение, так как уверен, что экономика придет к докризисному уровню через годы.

Российским инвесторам подобным образом обогатиться было бы сложнее, так как и инструментов меньше, да и поздно уже предугадывать катастрофу, когда она произошла. Но, тем не менее, сейчас самое время, как считают специалисты, начинать делать долгосрочные инвестиции.

"На падении рынка заработать можно, но кризисные явления — такая ситуация, когда в проигрыше оказываются все. Кризисы, во многом, поэтому и оказываются столь болезненными, что они неожиданные. Долгосрочным инвесторам можно воспользоваться ситуацией и купить акции по аномально низким ценам. Краткосрочные же операции проводить рискованно. Такие кризисы — возможность для долгосрочных инвесторов сформировать свои портфели. Движение вниз с мая месяца было неоправданно глубоким. Покупать акции стоит инвесторам, у кого высокий горизонт — 1,5—2 года, и кто готов к очередным падениям", — отмечает аналитик ИФ "ОЛМА" Антон Старцев.

Директор ИФГ "Аккорд-Инвест" Константин Селянин называет произошедшее не иначе, как финальной распродажей, когда первоклассные акции продавались со скидкой 70—80%. "На данном кризисе могут заработать две категории. Первая — профессиональные участники рынка, но не все, а меньшинство. Мы, например, на этом кризисе мало что потеряли. Вторая категория — все те, кто купит акции в ближайшие несколько недель. Такие распродажи долго не идут. Индекс РТС обязательно достигнет 1600 пунктов", — уверен Константин Селянин.

И правда, когда в пятницу фондовые биржи открылись после вынужденного двухдневного перерыва, так как до этого котировки акций невероятно быстро падали, Федеральная служба по финансовым рынкам начала подумывать, а не закрыть ли вновь торги. На этот раз из-за слишком сильного роста. Так что частные инвесторы, стремившиеся заработать на колебаниях, пожалуй, что, опоздали. Но, к сожалению или счастью, минувшее падение — не последнее. Поэтому возможность в нужное время купить нужные акции еще будет. Главное, ее не упустить.