• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стабилизацию притормозили

Газета. 8 октября 2008

Василий Солодков, директор Банковского института ГУ-ВШЭ: "В принципе неотложный пакет уже приняли. Сейчас речь идет о том, чтобы заменить внешнее финансирование, которое использовалось последние четыре года, внутренним".

Вчера проект закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" и поправки к закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", которые направлены на стабилизацию финансовых рынков, должны были пройти сразу второе и третье чтения. Во всяком случае, в понедельник такое решение принял совет Госдумы. В первом чтении депутаты приняли эти законопроекты 3 октября. Такая спешка (как правило, между чтениями проходит не меньше месяца) оправдана тем, что ситуация на финансовых ранках день ото дня ухудшалась.

Однако вчера утром председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам, замруководителя фракции "Единая Россия" Владислав Резник, не объяснив причины, предложил перенести рассмотрение законопроектов на пятницу. Тем не менее возражать против этого предложения никто из депутатов не стал.

Как рассказали корреспонденту "Газеты" несколько депутатов, пожелавших остаться неназванными, накануне в Госдуму из правительства неожиданно поступили дополнительные поправки. В течение всей среды правительственные поправки дорабатывались в комитете Госдумы по финансовым рынкам, после чего их вечером отправили на согласование в администрацию президента России.

Работавшие над правительственными поправками депутаты пояснили корреспонденту "Газеты", что судить о степени их влияния на финансовую стабилизацию пока рано, так как наверняка в эти поправки в Кремле будут внесены те или иные уточнения. Однако уже ясно, что речь идет прежде всего об ужесточении критериев отбора получателей стабилизирующих госкредитов, а также об усилении контроля правительства и ЦБ над банками- и компаниями-заемщиками.

Первая редакция проекта закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" предоставляла ЦБ возможность разместить $50 млрд из золотовалютных резервов на счетах госкорпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)". Госкорпорация сможет использовать эти средства, кредитуя российские банки или компании, которые испытывают трудности с погашением задолженности перед иностранными кредиторами. Предполагалось, что ЦБ разместит деньги в ВЭБе по ставке LIBOR+1%, госкорпорация будет кредитовать по ставке LIBOR+5% (таким образом, Внешэкономбанк сможет заработать на перекредитовании около 4%). Требования к заемщикам и окончательное одобрение выдачи кредита в первой редакции законопроекта относились к компетенции наблюдательного совета ВЭБа. Совет возглавляет премьер-министр Владимир Путин.

В правительственной поправке указывается, что требования к получателям госкредитов и условия их предоставления устанавливаются правительством, а не наблюдательным советом ВЭБа. Кроме того, правительственная поправка сразу устанавливает одно из обязательных требований к будущим заемщикам. Они до момента погашения предоставленного ВЭБом кредита обязаны согласовывать с ним получение кредитов и займов от третьих лиц.

При этом правительственная поправка к проекту закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" не предусматривает, как объяснили корреспонденту "Газеты" правительственные источники, отбора заемщиков непосредственно кабинетом министров. Скорее всего, эта функция будет закреплена за наблюдательным советом ВЭБа. Хотя бы потому, что решения совета могут быть, в отличие от правительственных, непубличными. А как правило, деньги не любят излишнего света.

Еще одно правительственное уточнение внесено ко второму чтению поправки к закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Требования к банкам — получателям беззалоговых кредитов в ЦБ ужесточаются следующим образом: Банк России сможет предоставлять кредиты без обеспечения на срок не более шести месяцев и только российским банкам, имеющим рейтинг не ниже специально установленного уровня. Отбирать рейтинговые агентства, рейтинги которых будут применяться для определения кредитоспособности получателей кредитов, станет совет директоров ЦБ.

Пока все эти стабилизационные меры обсуждаются в Кремле, Госдума вчера в первом чтении все же приняла поправки к закону "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", согласно которым частные банковские вклады будут страховаться на сумму не 400 тысяч рублей, как сейчас, а на 700 тысяч.

Не запоздают ли меры господдержки экономики?

Елена Панина / зампред комитета Госдумы по промышленности (фракция "Единая Россия"):

— Думаю, что в том виде, в котором меры были предусмотрены, они не окажут существенного влияния на фондовый рынок и поддержку экономики. Ведь мы уже вложили достаточно средств с целью помочь банкам и рынку, однако результаты все видели: акции продолжают падать. Поэтому необходимо вносить изменения и использовать несколько иные механизмы. Однако это большой вопрос, ничего конкретного заранее говорить не хотелось бы.

Дмитрий Орлов / гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций:

— Вбрасывая на рынок значительные объемы денежных средств, подпитывая крупнейшие банки и банковскую систему в целом, создавая условия для кредитования крупных компаний со значительными объемами зарубежных заимствований, президент и правительство ведут себя вполне логично. Ведь все эти меры направлены на преодоление реальных угроз, которые стоят перед национальной экономикой. Однако, кроме того, нужно решить еще вопрос доверия к рынку, который, с моей точки зрения, наиболее важен. А потому те триллионы, о которых говорят президент и премьер, еще не поступив на счета, уже сыграют свою роль. Впрочем, все сказанное не означает, что у нас не наступит естественных циклических проблем, поскольку российская экономика достаточно давно динамично развивается. В результате нам нужно будет покрепче подтянуть пояса, но вот затягивать их перед угрозой голода не придется.

Антон Данилов-Данильян / председатель комитета ТПП по инвестиционной политике:

— Запоздают или нет — вопрос сложный, потому что события в мире пока развиваются. В таких случаях обычно используют поговорку "лучше поздно, чем никогда". Другой вопрос — механизмы предоставления помощи и ее адресаты. Здесь начнем с вопроса: "А почему банки?" Получается, что средства налогоплательщиков, аккумулированные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, используются для поддержки отдельных структур. Которые, скажем так, не всегда стопроцентно себя проявили. Но почему народ должен оплачивать рисковую политику и недальновидность менеджеров или собственников банков? Для страны гибель какого-то их количества не столь опасна, сколь волна неплатежей и остановок товарных потоков, распространяющаяся по цепочкам технологических связей в реальном секторе из-за того, что те или иные банки прекращают кредитование или резко задирают ставки. Необходимо не допустить катастрофического снижения темпов роста инвестиций и темпов роста ВВП. А здесь нужно проследить, как работают деньги после того, как оказываются у банков.

Василий Солодков / директор Банковского института ГУ-ВШЭ:

— В принципе неотложный пакет уже приняли. Сейчас речь идет о том, чтобы заменить внешнее финансирование, которое использовалось последние четыре года, внутренним.

Ведь ситуация за рубежом, где раньше деньги было брать проще и дешевле, изменилась, но ставки внутри страны сохранились высокими. Что при прочих равных ведет к резкому росту стоимости кредитных ресурсов. Если вернуться к тому, поздно или не поздно, то сложно сказать. Центробанк, допустим, вовремя выдал депозиты трем госбанкам. Однако они, получив деньги под 7,5%, стали продавать их по 22%. Очевидно, что никакой цели так достигнуто не было. Поэтому, возможно, в данный момент спешить не стоит. Пока, тьфу-тьфу-тьфу, кроме фондового рынка ничего не сыпется. Может быть, имеет смысл подумать, каким образом использовать ресурсы более разумно и только после этого бросать их в дело.