• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прогнозы и угрозы

Наука и технологии России (STRF.ru). 24 января 2012

Основная дискуссия на Гайдаровском форуме развернулась вокруг обновлённой «Стратегии-2020»

Игорь Шувалов: «Перед нами стоит серьёзная задача добиться того, чтобы и региональные, и местные рынки, и рынок Российской Федерации стали реально конкурентными»
Основная дискуссия на Гайдаровском форуме «Россия и мир: 2012–2020», проходившем в РАНХиГС, развернулась вокруг обновлённой «Стратегии-2020». Члены кабинета министров и эксперты высказались о новой модели экономического роста, проблемах бюджетной и социальной политики.

Каким будет рост?

Открывая дискуссию «Новая модель экономического роста», первый заместитель председателя правительства России Игорь Шувалов обратил внимание на то, что результаты деятельности кабинета министров не были оценены обществом по достоинству. Между тем, с 1998 по 2008 год (до начала глобального кризиса) России, по его словам, «удалось достичь совершенно иного качественного состояния» – макроэкономической стабильности, накопления финансовых резервов, резкого сокращения бедности. Шувалов уверен, что, несмотря на вмешательство кризиса в планы правительства, страна в ближайшие 10 лет превратится в экономически и политически развитую.

Предстоит не только создать современную технологическую базу на основе модернизации производства, но и «завоёвывать новые рынки». Увеличивать государственные расходы на инфраструктуру, образование и здравоохранение предполагается как за счёт более высоких темпов экономического роста, так и за счёт сокращения необязательных расходов. Каких – ещё предстоит решить.

«Перед нами стоит серьёзная задача – добиться того, чтобы и региональные, и местные рынки, и рынок Российской Федерации стали реально конкурентными», – подчеркнул первый вице-премьер. Сейчас на рынок давит монопольное поведение крупных компаний, нет «предпринимательской свободы». Кроме того, придётся заняться рынком труда, привести нормы трудового законодательства в соответствие с современными условиями, развивать высококвалифицированную миграцию, а также довести к 2020 году долю среднего класса до 50–60 процентов населения.

Эльвира Набиуллина: Темпы роста в 5–6 процентов могут быть достигнуты только «при кардинальном улучшении делового климата»
Эльвира Набиуллина: Темпы роста в 5–6 процентов могут быть достигнуты только «при кардинальном улучшении делового климата»
Общемировые темпы роста в 2012 году будут ниже докризисных и при самом благоприятном сценарии составят 3,5 процента, сообщила министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина. Для России «это означает риски, связанные со снижением спроса» на экспортную продукцию. До кризиса, по словам министра, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура обеспечивала половину 7-процентных темпов роста.

«Теперь для устойчивого роста нам очень нужна новая экономика» с темпами роста 5–6 процентов, констатировала Набиуллина.

Трёхпроцентный дополнительный рост экономики принесёт бюджетной системе ещё 600 миллиардов рублей. Эти средства помогли бы обеспечить бездефицитный бюджет при росте расходов по ключевым направлениям: образование, здравоохранение, инфраструктура – и неувеличении налогов и бюджетных заимствований. Такие темпы роста, по мнению главы министерства, могут быть достигнуты только «при кардинальном улучшении делового климата». Именно это может запустить новую модель экономического роста, которая «даст приток инвестиций в ключевой набор секторов». Правительство уже приняло меры по снижению административных барьеров и коррупции, которые, правда, не дали ещё заметных результатов. В повестке дня – создание эффективной судебной системы.

За год до кризиса, в 2007-м, приток инвестиций в Россию составил, по информации главы Сбербанка России Германа Грефа, 82 миллиарда долларов, однако в 2011 году эту цифру перекрыл отток капитала в 83 миллиарда. По мнению экс-министра экономики, «мы не доросли до инновационной стадии роста»; ставку сегодня надо делать на модернизацию и инвестиции. Но поскольку внешний рынок больше не является их основным источником, «длинные деньги» придётся искать внутри страны. При этом, по оценке Грефа, у нас пока нет возможностей для восстановительного роста, равно как и для увеличения бюджетных расходов, – повышение налогов губительно для экономики.

Для ускорения экономического роста вице-президент Всемирного банка по Европе и Центральной Азии Филипп Ле Уэру рекомендует России всерьёз заняться повышением энергоэффективности. Сейчас мы отстаём по этому показателю от многих стран в три раза.

Страсти по бюджету

Резервом экономии бюджетных средств Антон Силуанов считает государственные программы, в которых предусмотрены цели, индикаторы и показатели
Резервом экономии бюджетных средств Антон Силуанов считает государственные программы, в которых предусмотрены цели, индикаторы и показатели
Об угрозе разбалансирования бюджета страны предупредил министр финансов РФ Антон Силуанов. Проводить реформы, увеличивая бюджетные расходы, – дело не хитрое. Искусство госуправления в том и состоит, чтобы оставаться при этом в пределах имеющихся средств. Увеличение расходных обязательств на образование, здравоохранение, инфраструктуру на два процентных пункта ВВП приведёт к тому, что «бюджет превратится в инструмент разбалансированности финансовой системы со всеми вытекающими последствиями». Двухпроцентный (по отношению к ВВП) бюджетный дефицит – это, по словам главы финансового ведомства, более триллиона рублей, которые надо где-то взять. У нас и так заимствований на 3,2 триллиона за последние два года. «Если мы будем ещё триллион туда добавлять, то лишим ликвидности все наши финансовые институты», – уверен Антон Силуанов.

Выход Минфин России видит в том, чтобы, увеличивая одни расходы, сокращать другие, в частности на «раздутый бюджетный сектор». Кстати, в сводном докладе 21-й рабочей группы о «Стратегии-2020» предлагается сократить на 1,3 процента общегосударственные расходы, на 0,5 процента – расходы на национальную оборону и ещё на 1,1 процента – расходы на национальную экономику. Резервом экономии бюджетных средств руководитель Минфина считает государственные программы, в которых предусмотрены цели, индикаторы и показатели. За их выполнение министерства, по мнению Силуанова, должны отчитываться ежегодно.

Первый зампред Центрального банка Алексей Улюкаев видит резервы сокращения бюджетных расходов в системе межбюджетных отношений и растягивании запланированных оборонных расходов на большее число лет. Ежегодные расходы на оборонные нужды, по информации экс-министра финансов, а ныне главного научного сотрудника Института экономической политики им. Е.Т.Гайдара Алексея Кудрина, составляют один процент ВВП. Российская оборонная промышленность, по его мнению, не способна осуществить перевооружение, поскольку там большая доля неэффективных предприятий (трансляцию выступления смотрите здесь).

Умерить оборонные аппетиты призвал правительство директор по макроэкономическим исследованиям НИУ ВШЭ, бывший первый зампред Банка России Сергей Алексашенко. Выяснилось, что 80 процентов экспертов – участников опроса НИУ ВШЭ, по словам директора Института «Центр развития» Наталии Акиндиновой, считают, что наращивание расходов на оборону российский бюджет не потянет.

Несогласие с такой позицией выразил помощник президента России Аркадий Дворкович. «Мы должны иметь сильную, профессиональную армию, хорошо вооружённую, и это будет укреплять наше общество, – сказал он. – Слабая, плохо вооружённая, непрофессиональная армия станет нам дороже». Государственный оборонный заказ, по мнению Дворковича, может быть драйвером инноваций и экономического роста. Он также полагает, что нам, возможно, «удастся воспользоваться возросшими расходами на оборону для повышения конкурентоспособности нашей экономики в целом» (трансляцию выступления смотрите здесь).

Ресурсы для «социалки»

Ярослав Кузьминов: Социальная политика должна быть дифференцированной, рассчитанной на три группы населения
Ярослав Кузьминов: Социальная политика должна быть дифференцированной, рассчитанной на три группы населения
Первой проблемой социальной политики ректор НИУ ВШЭ, соруководитель работы по обновлению «Стратегии-2020» Ярослав Кузьминов считает ориентацию «на воспроизведение советских стандартов трудового поведения и потребления». Такие стандарты, по его словам, «ниже стандартов среднего класса».

Вторая проблема заключается в необеспеченности заявленных стандартов ресурсами. Чтобы ответить на современные запросы на качественное исполнение объявленных бесплатными медицинских услуг, по расчётам НИУ ВШЭ, необходимо дополнительно выделить бюджетных средств не менее 2,5 процента ВВП. Сейчас расходы на эти цели составляют 3,5–4 процента ВВП. Образованию не хватает финансирования в размере 1,5 процента ВВП.

Дефицит пенсионной системы, по сравнению с потребностями, также велик. Решать эту проблему эксперты, работавшие над «Стратегией-2020», предлагают за счёт стимулирования выхода на пенсию в более позднее время, недоиндексации пенсий. Алексей Кудрин призывает правительство срочно заняться вопросом повышения пенсионного возраста, поскольку в течение ближайших 10 лет число занятых в стране будет сокращаться, а дефицит Пенсионного фонда, вероятнее всего, увеличиваться. По мнению главы Минздравсоцразвития России Татьяны Голиковой , пенсионную систему нельзя рассматривать «в отрыве от трудовых отношений» – её не выстроить без качественной рабочей силы.

«Мы <…> предлагаем бюджетный манёвр, мы предлагаем найти в бюджете ресурсы за счёт сокращения менее первоочередных трат и направить дополнительные ресурсы и в сектор здравоохранения, и в сектор образования», – заявил Ярослав Кузьминов.

Население, по опросам НИУ ВШЭ, готово «поддерживать своими налогами» увеличение госрасходов на образование до 9,2 процента ВВП (сейчас 4 процента), здравоохранение – до 7,11 (сейчас 3,5 процента), научные исследования – 1,9 процента (вдвое больше, чем сейчас). На создание парков и зон отдыха респонденты предлагают тратить 1,75 процента ВВП. «У нас вообще нет такого рода направления социальной политики», – заметил ректор «Вышки». Те же 1,75 процента ВВП необходимы на спорт и физическое воспитание (сейчас в 3–4 раза меньше). Расходы на пенсионное обеспечение респонденты считают возможным снизить с 12 до 6 процентов ВВП, расходы на поддержку отечественного производителя – с 2,5 до 1,27 процента, на правоохранительные органы – с 2,5 до одного процента ВВП. Таким образом, «приоритеты социально ориентированной политики населением заданы», подчеркнул Кузьминов (трансляция выступления здесь).

Результаты профессиональной дискуссии, старт которой был дан на Гайдаровском форуме, по словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, лягут в основу решений нового правительства, сформированного после президентских выборов.