• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не пора ли вводить валютные ограничения?

Газета. 23 января 2009

Василий Солодков, директор Банковского института ГУ-ВШЭ: "Пора либо вводить валютные ограничения, либо вводить свободный плавающий курс. Либо одно, либо другое".

Павел Медведев, член комитета Госдумы по финансовому рынку (фракция "Единая Россия"), член Национального банковского совета, доктор экономических наук:

— Может, это сделать и стоило бы. Однако предполагаемые выигрыши, вполне возможно, будут компенсированы потерями. Почему отказались от старой системы? Потому что она была слишком нерыночной: нужно было по каждой сделке принимать отдельное решение.

Причем, конечно, было очень сильное подозрение, что эти решения принимаются не случайно. Теперь для того, чтобы проводить сделки с валютой, нужно просто иметь достаточный запас прочности — либо валюту, либо рубли. В общем, иметь рыночные возможности данную сделку провести.

Да, действительно, во время кризиса приходится нарушать некоторые рыночные принципы. Но страшно зайти слишком далеко. И правительство, и Центральный банк пытаются соблюсти определенный баланс.

Решение ВТБ, конечно же, не вполне рыночное, но осудить банк за это язык не поворачивается. Ведь буквально только что я участвовал в интернет-конференции, где получил целый ряд обращений от людей, которые взяли валютные кредиты. Там кто что говорит: кто проклинает правительство, кто проклинает банк, кто проклинает Буша, но очень многие обожглись на этих валютных кредитах.

Лучше бы, конечно, сделать так, чтобы люди понимали, какие риски они на себя берут, и молча переживали неудачи. Но сделать это трудно: подавляющее большинство и физических лиц, и представителей компаний плохо понимают, что такое риск. Поэтому ВТБ и приходится брать воспитательную функцию на себя.

Является ли это поведение рыночным для него с точки зрения его интересов? Трудно сказать. Не очевидно, что не является. Потому что ВТБ вовсе не заинтересован в том, чтобы как можно больше клиентов поняли, какие они дураки и обанкротились, а заинтересован в том, чтобы клиенты чувствовали себя хорошо. Тогда есть надежда, что они вернут те кредиты, которые ВТБ выдает. Издержки кризиса, ничего не поделаешь. Аналогичную политику ведет и Сбербанк.

Василий Солодков, директор Банковского института ГУ-ВШЭ:

— Пора либо вводить валютные ограничения, либо вводить свободный плавающий курс. Либо одно, либо другое. Потому что сейчас мы пытаемся регулировать курс падающего рубля и со страшной силой тратим на это дело резервы. Что в итоге получается? Рубль не может девальвироваться до той степени, до которой должен, и, соответственно, все пропорции оказываются перекошены. Никто сейчас не понимает глубины, куда рубль уйдет, а потому непонятно, что происходит с процентными ставками; непонятно, что будет происходить с инфляцией. То есть у нас очень много неизвестных параметров, которые невозможно прогнозировать.

В то время как в случае, если были бы ограничения или свободный плавающий курс, было бы все ясно.

Александр Осин, главный экономист УК "Финам Менеджмент":

— Вообще говоря, рука государства, наверное, действительно будет на этом секторе лежать. И если мы сейчас говорим о государственной руке, то неспроста идут слухи о том, что Центробанк будет каким-то образом сокращать объем тех же беззалоговых аукционов в ближайшее время. В принципе да, сегодня возможна какая-то политика по сдерживанию темпов девальвации рубля, она будет проводиться. Я полагаю, что это связано с тем, что существуют определенные надежды относительно администрации Барака Обамы, который занял пост президента США. Соответственно, есть надежда на то, что будет более активная работа банков и покупка ими финансовых инструментов на внутреннем рынке, которые, особенно с учетом девальвации рубля, сейчас в реальном выражении достаточно дешевы.