• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Америка отступила от фискального обрыва. Что дальше?

Финам.info. 17 января 2013

В самом конце прошлого года администрации президента Обамы удалось достичь промежуточного соглашения с республиканцами и принять закон, который позволил предотвратить «фискальный обрыв», угрожавший стабильности всей мировой экономики. Но является ли данный успех окончательным?

Так и не наступивший «фискальный обрыв» означал одновременную отмену налоговых льгот, в значительной части введенных еще при Буше-младшем, и сокращение расходов федерального бюджета, что должно было уменьшить бюджетный дефицит в 2013 году примерно на 600 млрд. долл. Если использовать прогноз МВФ по экономике США на 2013 год, то сокращение дефицита федерального бюджета, при реализации всех мер, предусмотренных законодательством о «фискальном обрыве», составило бы около 3,7% ВВП. Кстати, по итогам 2012 года дефицит составил «всего» 7%.

Подписанный 2 января закон предполагает отмену части налоговых льгот (решения о сокращении бюджетных расходов отложены на 60 дней) и сокращение бюджетного дефицита примерно на 160 млрд. долл. Основным в пакете отмененных налоговых льгот является повышение ставки подоходного налога для налогоплательщиков, зарабатывающих свыше 400 тыс. долл. в год, и для семейных пар, зарабатывающих свыше 450 тыс. долл. в год, с 35 до 39,6%. Кроме того, новый закон предусматривает повышение налоговых ставок на прирост капитала на дивиденды, увеличивает с 35 до 40% ставку «налога на наследство» (Estate Tax) при переходе права собственности на имущество стоимостью свыше 5 млн. долл. В 2013 году отменяется льгота по ставке социального налога, действовавшая в 2011–2012 гг. (льгота, введенная во время предыдущего президентского срока президента Обамы), — в результате данная ставка повышается с 4,2% до прежних 6,2%.

Ни для кого не является секретом, что принятые решения являются половинчатыми и существенная часть дискуссий лишь отложена на начало года. Помимо сокращения расходов эти дискуссии развернутся и по вопросу о потолке госдолга США. В самом конце 2012 года в США был достигнут очередной одобренный Конгрессом США потолок госдолга в 16,4 трлн. долл. (105% ВВП). В то же время дефицитный бюджет США требует продолжения долгового финансирования (новых заимствований). В такой ситуации снова возникает реальный или виртуальный призрак дефолта в США (предыдущая аналогичная ситуация сложилась летом 2010 г.). На ближайшие два месяца, пока политики будут договариваться, Казначейство США предполагает сократить расходы на 200 млрд. долл. за счет замораживания пенсионных и социальных отчислений для федеральных чиновников, что позволит не наращивать госдолг и «отодвинуть» угрозу наступления дефолта.
Чего можно ожидать в ближайшие два месяца? Республиканцам и демократам предстоят интересные переговоры о снижении госрасходов. Козырь в рукаве республиканцев — разрешение поднять потолок госдолга, хотя Президент США Обама и заявлял, что повышение этого потолка является обязанностью Конгресса. Возможны различные сценарии развития событий. Самый благостный из них (хотя и крайне маловероятный) — республиканцы дают согласие на повышение потолка госдолга без условий по сокращению бюджетных расходов. Самый негативный сценарий заключается в яростном торге за масштабы и направления сокращения расходов, в отсутствии договоренностей к концу февраля и постепенной материализации призрака дефолта по госдолгу США.

«Фискальный обрыв» предполагал сокращение так называемых дискреционных (не обусловленных законодательством) бюджетных расходов на 110 млрд. долл. ежегодно в течение периода 2013–2022 гг. При этом 55 млрд. долл. должно было приходиться на военные расходы, вторая половина — на другие виды расходов. Для оценки масштаба такого сокращения отметим, что в 2011 году общий объем дискреционных расходов составлял 1278 млрд. долл., в том числе расходов на оборону — 712 млрд. долл. Важно, что сокращение расходов в соответствии с законодательством о «фискальном обрыве» не должно было затронуть «программные» для демократов расходы на Medicare и Medicaid (медицинское страхование для пенсионеров и людей с низкими доходами), которые одновременно являются важными драйверами бюджетного дефицита США.

Основное кредо республиканцев США в бюджетной сфере — не повышать налоги. Большинство республиканцев в нижней палате Конгресса США голосовало против принятия American Taxpayer Relief Act of 2012, поскольку речь идет о повышении налогов, а не о сокращении расходов. На данном этапе переговоров речь вполне может зайти о сокращении расходов на социальное страхование (на Medicare и Medicaid). В этом вопросе между лидерами партий существуют, как говорили раньше, антагонистические противоречия: медицинское страхование для всех и низкие налоги для богатых при низких темпах роста экономики не гармонизируются. Поэтому описанный выше плохой сценарий не кажется совсем уж невероятным, а инвесторам в ближайшие два месяца расслабляться не следует.

 

Андрей Чернявский, ведущий научный сотрудник Института «Центр развития» ВШЭ

 

Источник: http://finam.info/news/amerika-otstupila-ot-fiskalnogo-obriva-chto-dalshe/