• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О рисках незапланированной консолидации

ФИНАМ. 14 августа 2013

Минфин России опубликовал предварительные итоги исполнения федерального бюджета за первое полугодие 2013 года.

Средняя цена на нефть в первом полугодии 2013 года составила 106,8 долларов за баррель. В результате, по оценке Минфина, собранные в первом полугодии нефтегазовые доходы составили 52,3% от годовых назначений. Сверхплановые нефтегазовые доходы (план сверстан при цене нефти в 97 долларов за баррель) составили, по нашей оценке, с учетом более низкого по сравнению с запланированным курса доллара к рублю, около 180 миллиардов рублей. Дополнительные нефтегазовые доходы, рассчитанные на основе базовой цены на нефть в 91 доллар за баррель, за полгода, по нашей оценке, составляют 370 миллиардов рублей. С ненефтегазовыми доходами дела обстоят не так хорошо — их поступления составили лишь 45,5% от годовых назначений. Особую озабоченность вызывает сокращение поступлений «внутреннего» НДС на 2,8% по сравнению с 2012 годом. По отношению к годовым планам поступления НДС составили всего 43,7%.

Низкий уровень поступлений НДС нельзя объяснить сезонными факторами. Проблемы кроются в резком замедлении экономического роста и больших инвестиционных вычетах по НДС, почему-то неучтенных при планировании бюджетных доходов. Объем недополученного НДС в первом полугодии можно оценить в 135 миллиардов рублей.

Расходы бюджета в первом полугодии составили 44,4% от годовых назначений. Равномерность бюджетных расходов ухудшилась по сравнению с 2012 годом; ситуация была бы еще хуже, но выручил опережающий рост расходов на национальную оборону. Без последних все остальные расходы первого полугодия составили лишь 42,4% от годовых объемов. Для нас такая ситуация выглядит странно. Сокращать бюджетный спрос в замедляющейся экономике? Такого ни один учебник не рекомендует.

В такой ситуации неудивительно ни то, что профицит федерального бюджета в первом полугодии составил 306,9 миллиардов рублей, ни то, что вместо запланированного привлечения средств с внутреннего и внешнего рынков в первом полугодии Минфин гасил и внутренний (11,8 миллиардов рублей), и внешний (40,2 миллиардов рублей) долг.

Прогноз на год

Оценки исполнения бюджета за год основаны на нашем макроэкономическом прогнозе. Основные предпосылки этого прогноза совпадают с предпосылками уточненного прогноза Министерства экономического развития. Средняя цена на нефть за 2013 год в нашем прогнозе составляет 105 долларов за баррель, курс доллара к рублю равен 31,3 рублей за доллар. При этом экономика по итогам года вырастет темпом 101,9%. В соответствии с прогнозом, федеральный бюджет в 2013 году недополучит доходов примерно на 100 миллиардов рублей. Недополучение средств от приватизации может составить 400 миллиардов рублей. Таким образом «дыра» в бюджете (относительно плана) оценивается нами в 500 миллиардов рублей.

Дополнительные нефтегазовые доходы в 2013 году, которые должны быть направлены на пополнение Резервного фонда, составят, по нашим оценкам, около 700 миллиардов рублей. Однако, в соответствии со смягченным вариантом бюджетного правила (соответствующие поправки в БК приняты в мае текущего года), в случае неисполнения плана по ненефтегазовым доходам бюджета и источникам финансирования бюджетного дефицита потери могут быть компенсированы за счет дополнительных нефтегазовых доходов. А их вполне хватит для компенсации потерь. Просто не будет выполнен план по наращиванию Резервного фонда.

Таким образом угроз для исполнения федерального бюджета мы не видим. Но, к сожалению, этот вывод не относится к региональным бюджетам. Значительную часть доходов региональных бюджетов составляет налог на прибыль. Ситуацию со сборами этого налога руководитель ФНС на встрече с Президентом России обрисовал так: «Если смотреть на прибыль, наверное, это, скажем так, сейчас не совсем растущая из тех налогов, которые мы собираем, величина». Не знаем, понял ли президент сказанное. Уж больно витиевато закручено… Напомним, что за первые пять месяцев 2013 года поступления от налога на прибыль в региональные бюджеты сократились по сравнению с 2012 годом на 22%. В пересчете на год это составляет 880 миллиардов рублей. В общем регионам придется несладко. А никаких поправок к федеральному бюджету, которые могли бы смягчить сложившуюся ситуацию, пока не планируется.