• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Москве придется отказаться от транспортных суперпроектов - эксперты

РИА Новости. 25 мая 2009

Заместитель директора Центра развития ГУ-ВШЭ Валерий Миронов считает, что трата сверхдоходов в предыдущие годы, когда инфляция в РФ и без того была двузначной, привела бы к укреплению рубля и таким образом подорвала конкурентоспособность отечественных предприятий.

МОСКВА, 25 мая - РИА Новости. Москве нужно отказаться от транспортных суперпроектов и стимулировать потребительский спрос в условиях падения доходов бюджета и оборота розничной торговли, считают опрошенные РИА Новости эксперты.

Первый заместитель столичного мэра Юрий Росляк на прошлой неделе обнародовал неутешительные макроэкономические данные за первые четыре месяца года. Падение промышленного производства в Москве в январе-апреле составило 25,9%, что значительно хуже среднероссийского показателя (14,9%). Хуже всего обстоят дела в обрабатывающем секторе промышленности, который в Москве упал на 29,8% по сравнению с 22% в среднем по России. Объем розничной торговли, на которую приходится более трети валового регионального продукта, снизился на 5,6%. Поступления в столичный бюджет сократились на 26%, доходы от налога на прибыль упали на 48%, что говорит о тяжелом финансовом положении бизнеса в столице. Потеряв в доходах, столица вынуждена урезать программы развития. Инвестиции по разным направлениям сократились в этом году, по словам Росляка, на 40-45%. Финансирование жилищного строительства сократилось по сравнению с прошлым годом на 40 миллиардов рублей - до 90 миллиардов рублей. Расходы на дорожное строительство упали более чем вдвое - со 100 миллиардов рублей в 2008 году до 45 миллиардов рублей в 2009 году.

НЕ ДО "РАЗНОСОЛОВ"

"Ситуация в Москве такая, что московскому правительству кисло, а до москвичей проблемы пока не дошли. Но власти уже экономят, на суперпроекты теперь денег нет", - сказал РИА Новости член комитета по финансовому рынку Госдумы Павел Медведев. При этом, по его словам, нужно отдать должное столичным властям: они, как и федеральные, выполняют все социальные обязательства. "А всякие разносолы уже прекратились", - добавил Медведев.

Промышленность в Москве не является определяющей, для столицы сфера услуг важнее, отметил главный аналитик банка "Траст" Евгений Надоршин. "Правда, боюсь, проблемы сферы услуг, в частности, финансового сектора, строительства и отдельных сегментов торговли уже больше, чем у московской промышленности, и это гораздо болезненнее для столичного бюджета. Социально-экономическая ситуация в Москве, как и в подавляющем числе регионов непростая: безработица растет, экономические показатели ухудшаются", - констатировал Надоршин.

Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев также считает, что падение розницы для столицы является опасным симптомом. "Это - тревожная тенденция. Она требует приоритетного стимулирования спроса", - считает Николаев. Однако, отметил он, в планах столичных властей такого приоритета нет. По его мнению, у московского руководства "слишком высока инерция". "Программа на 2009 год недостаточно учитывает кризисную ситуацию. Это явная ошибка", - полагает эксперт.

КАТАСТРОФЫ НЕ БУДЕТ

Отмечая слабые места столичной экономики, эксперты тем не менее уверены, что экономического коллапса в Москве не будет и возможность выхода из кризиса без помощи федерального бюджета есть. "Москва самый крупный и развитый регион страны, если он не сможет, то что уж говорить об остальных", - сказал Надоршин из банка "Траст". Николаев из ФБК добавляет, что Москва все же "накопила много жирка в тучные годы". По его словам, в столице, несмотря на рост безработицы, больше возможностей трудоустроить уволенных, чем в других российских городах. "Пока ничего катастрофичного в статистических данных нет, хотя и хорошего тоже мало", - признал Николаев. Он отметил также, что на помощь федерального бюджета столице рассчитывать не приходится - по рассчетам Николаева, накопленные Россией резервы иссякнут в начале 2010 года. "Если придется выбирать, на чем экономить - на транспортной или коммунальной инфраструктуре, то лучше все-таки на транспорте. Инвестиции в ЖКХ стимулируют спрос граждан - а это то самое стимулирование спроса, которого не хватает", - заключил эксперт.

В планах московских властей на ближайшие годы было несколько мегапроектов, в том числе реконструкция Ленинградского проспекта (так называемая "Большая Ленинградка"), четвертое транспортное кольцо, Южная и Северная Рокада. Официально об отказе от этих суперстроек пока не было объявлено, но, по мнению экспертов, от этих многомиллиардных проектов придется отказаться.

БОРОДАТАЯ ИСТОРИЯ

Юрий Росляк, возвращаясь к давнему спору с федералами, вновь заявил, что правительство упустило сложившуюся в благоприятные годы возможность для модернизации российской промышленности, развития транспортной и энергетической инфраструктуры. В этом вопросе мнения экспертов неоднозначны.

Депутат Медведев назвал претензии столичных властей "недоформулированными". По его мнению, экономика перестраивалась и в последние годы экономический рост, который был 7-8% в год, на 3/4 обеспечивался за счет увеличения глубокой переработки. "Но быстро ее (перестройку), с вечера до утра, произвести невозможно", - считает Медведев. Между тем, по мнению Николаева, наличие накопленных резервов мешает мобилизоваться на эффективные антикризисные меры.

Заместитель директора Центра развития ГУ-ВШЭ Валерий Миронов, в свою очередь, считает логичным накопление излишков в "хороший сезон" для "плохого сезона". Кроме того трата сверхдоходов в предыдущие годы, когда инфляция в РФ и без того была двузначной, привела бы к укреплению рубля и таким образом подорвала конкурентоспособность отечественных предприятий, указал эксперт.