• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новый мир медиа

Российская газета. 17 сентября 2013

В августе Высшая школа экономики совместно с РВК запустили проект VentureKitchen, который помогает инвесторам сориентироваться в российской венчурной индустрии и капитализировать потенциал инновационных компаний в сверхприбыль.

У этого проекта есть несколько инструментов, один из которых — подготовка качественной аналитики, на которую участники рынка могут опираться в своей работе. Одним из первых шагов стало исследование в сфере коммуникаций «Медиакоммуникации: Новый мир. Новые правила», которое отвечает на вопрос, почему именно эта сфера сегодня является одной из самых привлекательных для инвестиций.

В первую очередь надо обратить внимание на то, что мир действительно новый: само понятие «медиа» изменилось и включает в себя далеко не только традиционные СМИ и рекламу, как это было раньше. Это целое новое пространство, связанное с производством, хранением, передачей и продвижением медиаданных, то есть контента. Именно он — «король» этого нового мира, и именно из-за гигантских темпов роста контента во всем мире отрасль коммуникаций переживает сегодня настоящий бум. Так, совсем недавно рожденная отрасль мобильных приложений в США создает обороты свыше 25 млрд долларов в год, что превысило все доходы киноиндустрии Голливуда. Россия только начинает освоение новой цифровой среды, что само по себе является фактором привлекательности отрасли коммуникаций для инвестирования именно сегодня.

Реальность и способы общения людей изменились, интернет сделал возможным появление принципиально других бизнес-моделей, облегчив их масштабирование и рост. Для входа в этот сегмент нужны минимальные инвестиции по сравнению с традиционными отраслями, в то же время в нем наблюдается самый высокий прирост доходов. О том, что медиакоммуникации действительно могут дать большую отдачу инвестиций, свидетельствует американский опыт: по данным базы сделок CrunchBase, более половины всех сделок на венчурном рынке США сегодня заключаются в отрасли коммуникаций. При этом наиболее популярны вложения в социальные сети и сервисы, мультимедиапроекты, мобильные приложения, интернет-рекламу, видеоигры.

В России пока нет такого количества проектов в этой сфере, а те, что есть, в основном связаны с производством игр и интернет-рекламы. Однако перспективы нашего рынка огромны, о чем свидетельствуют в том числе мировые исследования. Так, по данным «Всемирного обзора индустрии развлечений и СМИ» от PwC, именно российский рынок коммуникаций был назван одним из самых привлекательных для инвесторов. Но пока, конечно, до США нам далеко: объем инвестиций в отрасль коммуникаций в России в 200 раз меньше, чем в Штатах.

Еще одна проблема заключается в том, что в России венчурный рынок непрозрачен, информации по сделкам часто нет, к тому же отсутствует статистика эффективности моделей построения бизнеса в коммуникациях. Понимание отрасли и правил игры в ней очень различаются, профессиональных экспертов для оценки перспективности и качества контента практически не существует, поэтому инвесторы зачастую принимают решения, опираясь лишь на личный опыт, предпочтения и интуицию, а не на обоснованную аналитику. Исследование ВШЭ по заказу РВК можно назвать первым шагом на пути закрытия этого информационного пробела.

Главный вывод нашего обзора состоит в том, что традиционные медиа (ТВ, газеты и журналы, радио) перестают быть эффективными информационными каналами в изменившейся среде обитания человека, поэтому объем инвестиций в них снижается. Основным фактором успеха бизнеса становится контент, то есть содержание, при этом наибольший рост в период 2009-2011 гг. демонстрируют мобильный контент (57%), видео (21%) и онлайн-игры (19%). При этом пользователи освоили мобильный и музыкальный контент, игровые приложения, короткие видеоролики, фотографии и готовы воспринимать большие форматы. И это вызов для производителей медиаконтента, поскольку спрос на такие форматы сегодня закрывать нечем. Вкусовые предпочтения аудитории меняются и растут с каждым днем, и миллиардная аудитория планеты ждет принципиально иной формат контента, способный вовлечь и удерживать внимание, если позволите, влюблять и вести за собой миллиарды последователей — это можно сравнить с появлением кинематографа или рок-н-рола в XX веке.

В аналитическом обзоре также отмечается рост контента, производимого самими пользователями, и рост сегмента собственных медиа — корпоративных или личных, так называемых «я-форматов» (блоги, соцсети и т.д.). Контент становится все более мультимедийным, он представлен на самых разных технологических платформах и доступен потребителю 24 часа в сутки в любом месте — дома, на работе, по дороге на работу, на отдыхе — где угодно. Технологии готовы шагнуть еще дальше: в ближайшее время эксперты прогнозируют активное использование двойных экранов, которые позволят пользователю увидеть в два раза больше информации одномоментно. Еще один тренд — формат cross-media, который предполагает трансляцию контента одновременно через несколько используемых пользователем медиаканалов.

В какой же контент стоит вложиться инвестору? Бурными темпами в России растут мобильные приложения — на 295% за два года, а также мобильное видео — 217% за аналогичный период. Хорошую динамику показывает контекстная реклама в интернете — рост составил 45% по итогам прошлого года. Эксперты называют одной из самых перспективных — благодаря доказанной эффективности — технологию RTB (realtimebinding, аукцион рекламных объявлений в реальном времени). В этом году сегменту RTB прогнозируют 5% рынка дисплейной рекламы, а к 2015 году — уже более 20%. В денежном выражении объем российского рынка мобильной рекламы составляет более 60 млн долларов, а к 2015 году, по некоторым прогнозам, он может составить более 150 млн.

Стоит учитывать, что интернет и мобильная среда не разделимы, это приводит к созданию новых рынков и исчезновению рынков традиционных, которые ранее аккумулировали основные рекламные бюджеты. Наиболее привлекательными сегментами с точки зрения инвестиций сегодня являются отрасли производства и продвижения контента. Обычно они требуют меньше вложений в создание и развитие проектов, в отличие от отраслей, связанных с хранением и передачей данных. Также не стоит забывать, что успешность инвестирования в полной мере зависит от понимания динамики проекта и его рынка как минимум на десятилетие вперед.