• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Юлия Иванова: теологи должны разбираться в проблемах общества

РИА Новости. 19 марта 2010

Старший научный сотрудник Института гуманитарных теоретических исследований Государственного университета - Высшей школы экономики (ИГИТИ ГУ-ВШЭ) Юлия Иванова о перспективах светского богословского образования в России. 

Старейшие западные университеты начинались с теологических факультетов, которые существуют и по сей день. С начала 90-х теологическое образование развивается и в России. О перспективах светского богословского образования в стране говорит в интервью РИА Новости старший научный сотрудник Института гуманитарных теоретических исследований Государственного университета - Высшей школы экономики (ИГИТИ ГУ-ВШЭ) Юлия Иванова.

- Юлия Владимировна, в России сейчас действует много различных религиозных учебных заведений. Так ли уж нужны факультеты теологии?

- Несмотря на большое количество конфессиональных учебных заведений, именно сейчас рост интенсивности религиозной жизни наводит на мысль о необходимости независимого, "светского" теологического образования. Существование факультетов теологии и степени доктора теологии - это нормальное явление в мировой практике. Образовательный процесс в конфессиональных учебных заведениях, и особенно в российских условиях, достаточно специфичен: идеологическое и психологическое давление, имеющее мало общего с настоящей наукой, в том числе и богословской, в таких учебных заведениях неизбежно. Преподаватели часто заняты "соревнованием" друг с другом в истовости служения исповедуемой ими религиозной истине. Нередко и студенты прикрывают лень и нежелание добросовестно учиться религиозным рвением. В результате страдает качество теологического образования - а значит, и качество подготовки новых преподавательских кадров для самих богословских школ. Выходит, каждое следующее поколение учат все хуже образованные преподаватели.

- Чему учат - или чему следует учить - на факультетах теологии?

- Традиционно учат богословским наукам и дисциплинам историко-филологического цикла: истории церкви, древним языкам, всеобщей и национальной истории, иногда - истории литературы, искусства. Так дело обстоит и в России. Но в независимом теологическом образовании я бы поставила на первый план религиоведческую подготовку. Выпускники конфессиональных богословских высших школ могут прекрасно представлять себе состояние христианской церкви в IV веке нашей эры, но не иметь четкой картины того, среди каких конфессий они живут, допустим, сегодня в Москве, и каковы традиции, связанные с этими конфессиями. А ведь без такого рода знаний, по сути, невозможно ориентироваться в современной социальной и политической жизни. Религиоведческое образование - очень широкое и многоплановое: ты должен быть одновременно и богословом, и социологом, и историком культуры. В России, помимо основных конфессий - православия, ислама, католицизма - есть еще много религий малых народов. Есть разные виды язычества, есть очень интересные синкретические культы: вспомним хотя бы марийцев или удмуртов. И у нас есть специалисты по этим культам - пусть и немногочисленные. Однако наши религиоведы, их знания, их исследования чрезвычайно востребованы на Западе - там готовы платить хорошие деньги за наши научные труды. Выпускники независимых теологических факультетов, по-моему, в первую очередь должны уметь видеть "основные" конфессии в контексте конфессий "малых" и наоборот.

- Сейчас на немногочисленных факультетах теологии преподают преимущественно православное богословие. Как вы считаете, могут ли быть открыты универсальные теологические факультеты?

- Мне кажется, "независимое" теологическое образование должно быть построено как обычное гуманитарное, вне конфессионального разделения: например, изучают же филологи всю историю европейской литературы! Вот и светские теологи должны иметь представление обо всех конфессиях и только на старших курсах выбирать специализацию.

В составе ученого совета должен быть паритет между теми, кто специализируется на различных религиях. Другое дело, что добиться этого будет трудно, особенно для малых конфессий.

И конечно, специалистов следует подбирать не по принципу их религиозной принадлежности, а по их компетентности.

- Чем молодые специалисты-теологи смогут заниматься после выпуска? Ведь священнослужителями они не становятся...

- Далеко не все выпускники даже церковных заведений связывают свою жизнь с церковью. Теологи могли бы стать грамотными журналистами, пишущими на темы из религиозной жизни без смешных ошибок. Возможно, и политологами-аналитиками. Могли бы стать преподавателями. У многих родителей религиозное образование в школе вызывает протест. Если просвещением в области религии будет заниматься светский преподаватель, достаточно для этого квалифицированный, - возможно, и к религиозному образованию большая часть населения будет относиться благосклоннее. Ведь религиозное образование действительно необходимо для понимания жизни современного общества.