• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Науку спасет аспирантура

Трибуна. 2010. № 31. 12 августа

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов: «Начать надо с изменения системы подготовки молодых ученых».

О том, что наша наука в кризисе, в последнее время можно слышать все чаще. В списках оргкомитетов крупных международных конгрессов российских ученых почти не увидишь. В ведущих научных журналах всего мира они практически не публикуются. Как добиться сдвигов в лучшую сторону? Начать надо с изменения системы подготовки молодых ученых, полагает ректор Государственного университета — Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

— Ярослав Иванович, в чем главный недостаток системы подготовки российских ученых? Какой она, по вашему мнению, должна быть?

— На мой взгляд, нормальное состояние системы подготовки ученых — когда ученая степень не покупается и не может являться покупаемым товаром. А в нашем отечестве степень кандидата и доктора наук часто покупают как новый пиджак. Почему-то считается, что руководителю районной администрации надо быть как минимум кандидатом наук. Соответственно он делает кому-то заказ, а после исполнения заказа защищает диссертацию.

Никто не знает такого ученого, но на его визитке написано: кандидат или доктор экономических наук. Солидно. Видно, что не браток какой-нибудь в тренировочных штанах, а человек интеллигентный.

— Почему научное сообщество с этим мирится?

— Платят членам ученых советов, платят тем, кто такие диссертации пишет... Готовность к такого рода действиям, согласие с ними — признак морального разложения в научной среде. Помешать этому могло бы нормальное научное сообщество. Но единое профессиональное сообщество, к примеру, у представителей социальных наук — экономистов, социологов, политологов — в последние десятилетия разорвано, поскольку нет единой точки зрения на ядро знаний, с помощью которого они друг друга идентифицируют. В естественных, технических науках ситуация в этом смысле лучше. Но там проявляет себя другая беда — провинциализм. Иные научные работники не читают по-английски, соответственно не знают большей части публикуемых статей по своей специальности, новых теорий, которые предлагаются на академическом рынке. И защищают диссертации, не читая ничего, кроме опубликованного на своей кафедре и в соседних вузах. Воспроизводство позавчерашних результатов — тоже смерть для науки.

— Есть ли способ эти беды одолеть?

— Начинать надо, на мой взгляд, с первого звена подготовки ученых: ведущие вузы и их аспирантуры должны быть включены в глобальное научное сообщество. К примеру, наш факультет математики в него хорошо вписан. Половина наших профессоров преподают в зарубежных университетах. Когда такое станет повсеместной практикой, мы будем гарантированы от подмены понятий, от покупки степеней, от научного провинциализма.

— Как вы оцениваете сегодняшнее состояние аспирантуры?

— Она фактически убита, и это одна из составляющих провала российской науки. В советское время у аспиранта было три года для занятий научной работой, государство его в это время содержало. Сегодня стипендия аспиранта полторы тысячи рублей, на которые прожить невозможно. В результате в очную аспирантуру идут люди, которые не планируют заниматься научной работой или намерены заниматься ею вечерами, если получится, поскольку главная их забота — прокормить себя. Результат очевиден: в академических коллективах, где сохраняется высокая требовательность к диссертациям, их теперь защищают мало. А там, где научные коллективы считают: «Бог с ними, пусть защищают что угодно», — качество диссертаций очень низкое. Это звено подготовки молодых ученых необходимо восстанавливать на иной основе. На ученом совете Высшей школы экономики недавно принято решение об организации в университете аспирантуры полного дня. Из трехсот наших аспирантов отберем 25 наиболее сильных и предложим им занятия наукой и учебой по новой модели. В частности, они будут получать стипендию 25 тысяч рублей в месяц, дополнительно к которым смогут заработать еще 15–25 тысяч в качестве научных сотрудников и преподавателей в нашем же университете. В будущем году прием в аспирантуру полного дня увеличим вдвое, а в 2012-м — еще в полтора раза.

— Насколько изменится при этом подготовка аспирантов?

— Мы намерены серьезно загрузить аспирантов научной и образовательной работой, как делают наши коллеги за рубежом, скажем, в США. Их жизнь будет наполнена обучающими программами. Базовые знания, навыки и компетенции они будут получать с помощью наших преподавателей. А второй год пройдет в усиленном обучении по курсам, связанным с исследовательской деятельностью каждого, — предполагаем использовать возможности наших партнеров, посылать аспирантов для прослушивания соответствующих курсов в европейские и американские университеты. Молодым исследователям нужна среда для демонстрации и обсуждения собственных результатов.

Поэтому раз в полгода наши аспиранты смогут представить свои результаты на исследовательских семинарах и обсуждать их вместе с нашими ведущими профессорами и зарубежными коллегами. Помимо научных руководителей из числа профессоров «вышки» подготовку их исследовательских проектов будут курировать соруководители из числа наших зарубежных коллег партнеров.

— У вашего эксперимента хорошие перспективы. Намерены ли вы обратиться за поддержкой к коллегам из других вузов и к государству?

— На недавней организационной конференции Ассоциации ведущих университетов России мы рассказали о нашем эксперименте, и коллеги из других вузов сейчас думают над тем, чтобы создать нечто подобное у себя. Мы будем готовить совместное предложение руководству страны.

— Какие действия, на ваш взгляд, должны предпринять правительство и научное сообщество для повышения статуса ученого, который в российском обществе крайне низок?

— Я считаю глубокой ошибкой то, что государство недостаточно тратит денег на поддержку фундаментальной науки.

Сегодняшняя сумма ассигнований сопоставима с научным бюджетом двух ведущих западных университетов — Гарвардского и Стенфордского. Эту цифру необходимо увеличить в 2–2,5 раза. Подобное финансирование фундаментальных исследований должны получить и ведущие университеты. Нельзя собирать плоды с яблони без корней.

Что касается академического сообщества, то оно должно начать селекцию внутри себя. Оно, как я уже сказал, слишком легко относится к негативным явлениям, которые в нем процветают, — когда раздаются ученые степени людям, не имеющим к науке никакого отношения, когда на вузовской кафедре существуют псевдоученые и окружающие смотрят на это сквозь пальцы. Задача научного сообщества — обеспечить восстановление внутрироссийской конкурентоспособности академического направления деятельности по отношению к бизнес-направлению. И восстановить нашу конкурентоспособность применительно к международным университетам.