• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социологи обсудили тонус общества и социологической науки

ПРАЙМ-ТАСС. 27 октября 2008

24 октября в Государственном университете — Высшей школе экономики завершил свою работу III Всероссийский социологический конгресс "Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия".

Он прошел в год 40-летия учреждения в системе АН СССР первого научного учреждения, занимающегося социологической проблематикой — Института конкретных социальных исследований. Организаторы Конгресса: РАН, Российское общество социологов и ГУ-ВШЭ, при поддержке российских социологических обществ и ряда отечественных вузов.

Как никогда ранее широким было географическое представительство социологов — в работе Конгресса приняли участие социологи почти из 80 регионов России и ряда других стран. Общее число участников Конгресса составило почти 1400 человек.

В ходе пленарного заседания в докладах Президента РАН академика Ю.П. Осипова, академика В.А. Садовничего директора ИС РАН член-корреспондента РАН М.К. Горшкова, директора ИСПИ РАН академика Г.В. Осипова был дан обзор основных этапов пути, пройденного отечественной социологией за полвека, а также представлены промежуточные итоги постосоветского периода.

Дискуссии развернулись на почти 80 сессиях, секциях и круглых столах, предметом заинтересованного разговора были глобализация и ее социальные и социокультурные последствия, новый характер социальных неравенств и изменение социальной структуры современного общества, противоречия развития демократии и гражданского общества, социальные характеристики элит и среднего класса, распространение информационных технологий и их воздействие на уклад жизни, гендерные, демографические, этносоциальные аспекты развития российского общества и др.

Участники говорили и о значительном числе накопившихся в российском социологическом сообществе профессиональных проблем: очень разный научный уровень реализуемых исследований и научных публикаций, острый дефицит сложившихся научных школ, разрыв между фундаментальными и прикладными исследованиями.

Нелицеприятным, критическим, но в то же время конструктивным прозвучало выступление первого проректора ГУ-ВШЭ В.В. Радаева, которое до некоторой степени диссонировало с торжественно-юбилейным пафосом докладов первого дня Конгресса и в котором откровенно говорилось о наиболее острых проблемах и предлагались подходы к их решению — открытость, диалог, прояснение теоретических оснований, повышение научного уровня исследований, интеграция в мировое научное сообщество.

Большинство участников Конгресса серьезно озабочены состоянием дел в социологическом сообществе и перспективами его воспроизводства и развития. Необходимо формирование нормальной конкурентной среды, в которой достижения определяются, прежде всего, качеством работы, а не идеологическими пристрастиями. Социологи остро ставили также вопрос о выработке стандартов этой профессии, о необходимости сертификации со стороны профессиональных ассоциаций деятельности компаний в сфере прикладных социологических исследований. Острые оценки были даны случаям плагиата, выявленным в работах ряда российских социологов.

В этом контексте озабоченность вызвали у значительной части участников ситуация на социологическом факультете МГУ, где выявлены многочисленные факты нарушения профессиональной этики и низкий уровень преподавания. Не получили поддержки настойчивые попытки со стороны части "генералитета" РАН вместо консолидации уже действующих профессиональных обществ и ассоциаций, накопивших опыт самоорганизации и решения общих, волнующих всех членов сообщества вопросов, сформировать сверху еще одну новую, искусственно созданную с претензией на гегемонию, организацию.

К сожалению, руководители обоих профильных социологических институтов РАН не сочли возможным участвовать в основной работе Конгресса, его сессий и секций, ограничившись только выступлениями на его торжественном открытии. И это не осталось незамеченным со стороны участников.

Участниками Конгресса поднимался вопрос о повышении внимания к региональным научным школам и молодым ученым-социологам. Чрезвычайно важен поиск форм интеграции результатов российской социологии в мировую науку: публикация на английском языке дайджестов основных российских социологических изданий, расширение системы грантов для научной молодежи и т.д.

Дальнейшее успешное развитие социологии в России невозможно без принятия Министерством образования и науки РФ стандартов 3-го поколения подготовки студентов по направлению "Социология". Задача этого стандарта — не в мелочной регламентации, а в создании рамочных условий и правил формирования учебных программ бакалавриата и магистратуры при сохранении возможностей для наиболее сильных в методическом и научном отношении вузов самостоятельно формировать инновационные учебные продукты в области социологии. Уровень постановки учебного процесса в вузах-лидерах — СПбГУ, ГУ-ВШЭ и ряде других, подробно рассказавших на Конгрессе о своих новациях в области подготовки современных кадров социологов, позволяет ставить задачи именно таким образом.

Речь шла также об улучшении инфраструктуры исследований и преподавания социологии; создании эффективной и широкой сети повышения квалификации на базе лучших научных и учебных центров как для представителей вузовской социологии, так и социологов, занятых эмпирическими исследованиями; преодолением разрыва между вузовской, академической и прикладной социологией; повышением открытости результатов работы.

Сегодня само общество и изучающая его наука сталкиваются с новыми внутренними и внешними вызовами. Если российская социологическая наука хочет внести свой вклад в решение масштабных задач, стоящих перед страной и перед человечеством, от нее, в свою очередь, потребуются значительные внутренние преобразования — таков основной вывод из состоявшихся в ходе Конгресса дискуссий и обсуждений.