• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Упрощать не обязательно

Ведомости. 13 марта 2009

Первый проректор ГУ-ВШЭ, директор Института статистических исследований и экономики знаний Леонид Гохберг: "Разрыв между поколениями катастрофический, и научные школы вымирают".

Инструменты популяризации науки становятся все разнообразнее: к традиционным лекциям и публикациям в СМИ добавляются фестивали, неформальные встречи с учеными и даже выставки современного искусства

Летающие кубы сделаны из сверхлегких материалов. Они парят в выставочном пространстве на высоте четырех-пяти метров. Каждый имеет двигатель, управляется бортовым компьютером и способен чувствовать приближение стены, потолка, другого куба, — рассказывает искусствовед и куратор Дмитрий Булатов об инсталляции Николаса Ривза, сделанной совместно с канадскими и французскими учеными. Образ летающих кубов, объясняет Булатов, связан для канадского художника с идеями советского архитектора-конструктивиста Георгия Крутикова, в 20-х годах предложившего проект строительства летающих городов. В то же время программы, управляющие кубами, написаны как часть исследования стайного поведения объектов.

Работы Ривза и еще полутора десятков художников и арт-групп с 16 марта можно будет увидеть на выставке «Наука как предчувствие». Это одно из главных событий открывающегося на «Винзаводе» ScienceArtFest, в этом году проходящего впервые. Кроме того, можно будет посетить публичные лекции крупных ученых и художников, поучаствовать в дебатах на тему научных фальсификаций и общественных психозов, связанных с клонированием, запуском адронного коллайдера и т. п., сводить детей на мастер-классы «Студия мультипликации своими руками» или «Научные фокусы», посмотреть документальное кино, снятое на студии «Леннаучфильм», и ретроспективу автора послевоенных научно-фантастических фильмов об освоении космоса Павла Клушанцева.

«В каждом из просветительских проектов наша основная задача — сделать научное знание более доступным для большего числа людей», — рассказывает Роза Хацкелевич, заместитель исполнительного директора фонда «Династия», организовавшего ScienceArtFest. В ряду других проектов основанного почетным президентом «ВымпелКома» Дмитрием Зиминым фонда (книгоиздание, сайт «Элементы», публичные научно-популярные лекции и лекции для школьников, конкурс «Научный музей в ХХI веке» и др.) фестиваль позволяет «достучаться» одновременно до самых разных групп. «Кому-то знание легче получать из уст хорошего и компетентного лектора. Кому-то, в том числе гуманитариям, — через искусство. А для ребенка нужна игровая ситуация, — объясняет Роза Хацкелевич. — Мы попытались сделать так, чтобы не было никаких возрастных или социальных ограничений».

Из аудиторий — на улицы

Научные фестивали — мероприятие сравнительно молодое. С 1987 года Международный фестиваль науки проходит в Эдинбурге. В этом году многие события в его программе связаны с Годом астрономии и 200-летия Чарлза Дарвина. Однако нашлось в ней место и для демонстрации созданного компанией Honda робота ASIMO. Собственный фестиваль науки ежегодно с 2006 года проводит МГУ им. М. В. Ломоносова (теперь совместно с правительством Москвы). В середине марта 15-й научный фестиваль открылся в Кембридже. В числе его участников есть как заметные авторы науч-попа и телеведущие, так и крупные исследователи, а в афише рядом могут стоять лекция «Как работает твой мобильный телефон» и открытая дискуссия двух известных биологов Льюиса Уолперта и Руперта Шелдрейка о природе жизни, ДНК и клонировании. Еще один научный фестиваль, World Science Festival, в прошлом году впервые прошел в Нью-Йорке, и в его программе дискуссии о генах соседствовали с обсуждениями роли науки в спорте и спектаклем по книге Алана Лайтмана «Сны Эйнштейна».

«Во время фестивалей наука буквально выходит на улицы города, — рассказывает главный редактор журнала “Химия и жизнь”, основатель российского агентства научных новостей “Информнаука” Любовь Стрельникова. — Центры и лаборатории открывают свои двери для всех желающих, а научные шоу, популярные лекции, выставки, интерактивные экспозиции и многое другое становятся частью фестиваля». Лекции крупных ученых способны вызывать огромный интерес, добавляет Роза Хацкелевич и приводит в пример прошлогоднюю московскую лекцию биолога Джеймса Уотсона, получившего Нобелевскую премию за исследования молекулы ДНК: «Количество желающих посетить ее превышало число мест в лектории Дома ученых на Пречистенке в пять раз. В результате мы вынесли динамики на балкон, и люди, не попавшие внутрь, могли слушать лекцию во дворе».

В свою очередь, первый ScienceArtFest оказался развернут в сторону современного искусства, а точнее, одного из его направлений science art. «Здесь важно средство, при помощи которого высказывается художник, — объясняет куратор Дмитрий Булатов. — Это может быть материал, вышедший из лаборатории, или определенная научная методика, сознательно использованная художником не по назначению, неправильно либо избыточно. Как в случае приезжающего на фестиваль австралийского художника Стеларка, который последние тридцать лет работает над трансформациями своего тела. Один из его последних и самых известных проектов — выращенное на руке искусственное ухо с имплантированной bluetooth-гарнитурой, которое позволит ему слышать людей на расстоянии». «К популяризации науки средствами современного искусства мы обращаемся впервые, — добавляет Роза Хацкелевич. — Но фестиваль для нас по-прежнему остается средством, а не целью».

Мало внимания

В вопросе о том, кто должен заниматься популяризацией науки, единого мнения нет. «Разрыв между поколениями катастрофический, и научные школы вымирают, — считает первый проректор ГУ-ВШЭ, директор Института статистических исследований и экономики знаний Леонид Гохберг. — Но ученые не считают популяризацию науки своей профессиональной обязанностью, отказываются говорить с журналистами из-за их некомпетентности, не готовы тратить усилия на создание пресс-служб в научных организациях. Государство же уделяет этой проблеме очень мало внимания». По мнению Гохберга, преодолеть разрыв может помочь популяризация науки в школе. Так, к детям обращены образовательные проекты издательства «Розовый жираф»: подкаст «Карманный ученый» и экскурсии в Палеонтологическом музее, которыми руководит биолог Илья Колмановский. В блоге он дает научные ответы на вопросы детей, оставленные на автоответчике («Откуда берутся морщины?», «Почему люди целуются?»), а в ближайшее время, по его словам, отвечать детям начнут и другие, в том числе крупные российские ученые. «Наша наука, в отличие от западной, традиционно далека от народа, — говорит Илья Колмановский. — Ученые не умеют разговаривать с людьми на доступном языке, но на самом деле хотят этого. А мы знаем, как подружить ученых и детей».

В свою очередь, популяризация науки, осуществляемая в последние годы государством, часто касается конкретных исследований и научных проектов, финансируемых в рамках госпрограмм, рассказывает Любовь Стрельникова. Однако в их необходимости она не уверена: «Мне кажется, что сегодня важнее щедро финансировать науку и формировать яркие государственные программы с хорошими бюджетами, и это неизбежно приведет к оживлению в той или иной отрасли и к появлению интереса к ней в обществе, как происходит в случае нанотехнологий. Только таких мощных программ, затрагивающих интересы каждого человека и государства, должно быть несколько: например, стволовые клетки для терапии, победа над раком, альтернативная энергетика и другие».

А пока, как показывают исследования отношения населения к науке, технологиям и инновациям, которые проводит Институт статистических исследований и экономики знаний, базовые понятия, а также представления людей о современной науке являются недостаточными. «Каждый второй россиянин уверен, что антибиотики уничтожают вирусы так же эффективно, как и бактерии; каждый третий считает, что гены есть только у генно-модифицированных растений, а в обычных растениях их нет, — приводит данные Леонид Гохберг. — Одновременно респонденты утверждают, что интересуются достижениями в медицине, состоянием окружающей среды и понимают, что научные знания в повседневной жизни необходимы».

Есть что рассказать?

В малогабаритной квартире на юго-западе Москвы ближе к семи вечера все чаще звонят в дверь: собираются те, кто пришел послушать лекцию «Индийская философия и логика». В комнате расставлены стулья, а на стене для выступающего заготовлена белая доска и маркеры. Кто-то пришел сюда впервые, услышав про общество «Знание» от знакомых или прочитав о нем в интернет-сообществе. Скованность первой встречи быстро проходит в этой непринужденной и неформальной атмосфере. «Здесь собираются самые разные люди: физики, математики, филологи, биологи, и каждый из них может заблаговременно заявить ту или иную тему для лекции, — рассказывает один из организаторов “Знания” Анна Занадворова. — Недавно один физик прочел очень интересную лекцию “Почему летает самолет”. Другие рассказывают об основах криптографии, о лекарствах, грибах. Обычно это что-то, что всем интересно, но с научной стороны большинству малоизвестное. Слушатели же могут просить разъяснений и задавать вопросы прямо во время лекции». Сама Анна — научный сотрудник в Институте русского языка им. Виноградова, а на одной из встреч прочитала лекцию о японском языке.

Организаций встреч «Знания» Анна Занадворова занимается вместе с физиком Андреем Дашевским, которому и принадлежала идея неформальных научных собраний. В среднем лекции проводятся не чаще двух раз в месяц, каждая собирает примерно двадцать человек. И так уже пять лет. «Мы начали собираться в 2004 году, и здесь по-прежнему в основном собираются друзья, а также друзья друзей. Но круг за эти годы сильно расширился. Понятно, что все в курсе, кто чем занимается, но лекции — отличный шанс узнать побольше о той или иной сфере. Кроме этого, знакомишься с новыми интересными людьми».

Подобные неформальные встречи с учеными также постепенно становятся распространенным инструментом популяризации науки. Один из недавно появившихся жанров, допускающих более свободное общение, — «научное кафе». «В кафе собираются ученые, журналисты, люди, интересующиеся наукой, и за кружкой пива, чашкой чая или кофе обсуждают некую актуальную для общества тему с научной точки зрения», — рассказывает Любовь Стрельникова. Встречи в формате «научного кафе» уже более трех лет проводит в Москве фонд «Династия» совместно с журналом «Химия и жизнь» и агентством «Информнаука». Последняя — «Старение: как отменить приговор?» с участием британского биогеронтолога Обри ди Грея — состоялась в самом конце февраля. А ближайшая, посвященная теории эволюции, пройдет в апреле.