• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гости из будущего

Ведомости # Пятница. 25 сентября 2009

В российских городах осваивают навыки "креативной экономики"

Несмотря на выходные дни, на лекциях сессии "Креативная экономика и территориальное развитие", проходившей с 19 по 22 сентября на "Винзаводе", был аншлаг. Выступали зарубежные специалисты в области "креативных (или творческих. - "Пятница") индустрий" - явления, относительно недавно появившегося в российской жизни, но стремительно набирающего обороты в период экономического кризиса. После Москвы лекторы отправились в Красноярск к студентам Сибирского федерального университета, а в начале сентября влияние "креативной экономики" на развитие городов бурно обсуждалось на 5-м Пермском экономическом форуме.

Что это: действительно новый тип экономики или модный социальный проект? В агентстве "Творческие индустрии", организовавшем сессию на "Винзаводе", ссылаются на определение Департамента культуры, медиа и спорта правительства Великобритании, данное еще в 1998 году: "Это - деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности". Кейт Окли из Лондонского университета искусств, выступавшая на "Винзаводе", иллюстрирует механизм работы "креативной индустрии" на примере Гарри Поттера: сначала была книга, потом - фильм, видео, игрушки, костюмы, сувениры, и наконец, туристические маршруты, связанные с именем волшебника. То есть художественные и творческие идеи выходят из сферы культуры и распространяются в другие области.

Кейт Окли считает, что "креативная экономика", культурные проекты помогают городам сформировать видение своего будущего. Примерами из собственного опыта поделился на форуме в Перми британец Дэвид Барри, автор инициатив по обновлению городской среды: так, с помощью архитекторов и дизайнеров заброшенный пустырь в Каслфорде, где обитали наркоманы, преобразован в популярное место отдыха. Эта деятельность может быть самой разнообразной, главное, как считает выступивший в Москве Джон Хокинс из Шанхайской школы креативности, осознать, что каждый рожден с творческим началом, нужно только суметь его раскрыть и реализовать.

Именно таким навыкам призваны обучить лекции и семинары зарубежных и российских специалистов. По мнению Хокинса, стимулировать этот процесс должен бизнес, а государство - регулировать законами и предоставлять гарантии.

Арки на магистралях

В российских регионах идеи "креативной экономики" воспринимают с большим энтузиазмом. Их проводником выступают благотворительные фонды крупных компаний, а также местные администрации. Самые громкие новости - из Перми. На последнем экономическом форуме этому был посвящен специальный дискуссионный стол "Города в поисках смыслов".

Говорилось о том, что нужно создавать громкие информационные поводы, проводить большие фестивали искусств, прокладывать интересные туристические маршруты - и тогда жить станет интереснее. В пример приводили Всеволодо-Вильва, промышленный поселок в Пермском крае, удаленный от железной дороги: в нем недавно создан Музей Бориса Пастернака, который там жил и творил в 1916 году.

В самой Перми взялись придать городу более привлекательный облик в прямом смысле слова: в одном стиле оформить рекламные билборды, представляющие культурные и социальные проекты, остановки городского транспорта, мусорные баки, урны, общественные туалеты. Министр культуры Пермского края Борис Мильграм рассказал "Пятнице" о том, что заказ на оформление города будет сделан Центру содействия дизайну, который возглавит Артемий Лебедев. Здание неподалеку от Речного вокзала уже выделено. Не так давно Лебедев предложил Перми логотип в виде красной буквы "П", но решение о его использовании в оформлении города пока не принято: Мильграм мечтает об арках в виде этой буквы, которые создадут на городских магистралях современные художники.

Пример другого масштаба "креативной" экономической деятельности - из Петрозаводска. Пару лет назад Европейский союз профинансировал проект развития ремесленно-сувенирной индустрии в Карелии: на выделенный грант организовали ознакомительные поездки мастеров-ремесленников в Финляндию, переоборудовали мастерские, провели конкурсы среди художников на создание сувениров. С тех пор их производство и продажа поставлены на поток, это реальный бизнес для карельских умельцев. С их симпатичной продукцией можно ознакомиться на сайте kareliancraft.com: берестяные лапти и мочалки, бижутерия из бисера, глиняная посуда, товары для дома из льна и хлопка, одежда, куклы.

В подмосковной Коломне при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина создан музей "Коломенская пастила. У Николы на Посадях". В небольшом здании XVIII века воспроизведена атмосфера купеческого дома, где можно не только узнать историю и рецепты русского десерта, но и купить пастилу, сваренную вручную. Предлагают семь видов пастилы, один из рецептов взят из поваренной книги Софьи Андреевны Толстой, жены писателя. Упаковка пастилы стоит 350 рублей: сувенир-деликатес пользуется стабильным спросом среди туристов. В планах основателей этого музея - "реконструкция" других блюд, которые готовили в домах классиков русской литературы. Можно не сомневаться, что многие из гостей Коломны с удовольствием продегустируют такое меню.

Фонд Михаила Прохорова в Красноярске третий год подряд организует Ярмарку книжной культуры (в этот раз она пройдет с 4 по 8 ноября). Формат: выставка-продажа и книжный фестиваль. По словам соучредителя фонда Ирины Прохоровой, за время проведения число участников - издателей и книгораспространителей из Москвы, Санкт-Петербурга и Сибири - увеличилось почти вдвое: "Когда мы только начинали, нам очень помогла мэрия Красноярска: выделила щиты под социальную рекламу, задействовала ресурс, чтобы пригласить библиотекарей, преподавателей, студентов, дала команду в школах, чтобы приходили дети". Она подчеркивает, что для фонда ярмарка - прежде всего благотворительный и просветительский проект, но зато для книгоиздателей - это реальная рыночная площадка.

Cлабые места

Однако закономерен и скепсис в отношении перспектив и возможностей "креативной экономики", если даже ее адепты признают слабые места. Кейт Окли рассказала, что, по данным исследований ЮНЕСКО и ООН, рост этого сектора экономики в среднем составляет 6% в год, но нет гарантий стабильности этого роста, и появляется проблема: как его закрепить? Также по наблюдениям Окли работа в сфере "креативной экономики", как правило, не защищена в социальном смысле: "Часто люди работают не ради денег, а ради творческой реализации, и поэтому в основном это - занятие для молодых. В результате опытных, креативных людей в возрасте после 40-45 лет этот сектор теряет".

Еще одна проблема: есть ли в этой области достаточное количество рабочих мест? И следовательно: является ли "креативная экономика" альтернативой в условиях кризиса (именно так был поставлен вопрос на круглом столе, прошедшем на "Винзаводе" еще в мае)? "Конечно, это не альтернатива, - считает Татьяна Абанкина, руководитель Центра прикладных экономических исследований и разработок Высшей школы экономики, - так как по своим масштабам она не способна обеспечить достаточную занятость, не аккумулирует больших инвестиций. Зато может служить дополнительным средством в решении проблем, связанных с альтернативной занятостью. К тому же услуги и продукты "творческой индустрии" ориентированы, как правило, на повседневную жизнь. Это сувениры, одежда, подарки. На них всегда есть спрос, это мелкий бизнес, и в него действительно легко войти". В регионах проводниками этих идей выступают благотворительные фонды крупных компаний, а также местные администрации.