• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разрешает ли бог давать взаймы

Московские новости. 23 декабря 2013

Как мировые религии относятся к стремлению заниматься накоплением капитала

Шум по ночам — это кража, задержка зарплаты работникам  грабеж, а от икры на хлебе насущном верующим лучше отказываться. Профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Татьяна Коваль рассказала о том, как основные религии относятся к богатству и бедности и что думают о социальной справедливости. Встреча со слушателями прошла в Историческом музее в рамках проекта «Лекционные четверги в музеях Москвы».

Ссуды в храмах и указы «о справедливости» Понятие социальной справедливости мы можем найти в седой древности. В архаических обществах существовали обычаи, когда излишки богатства демонстративно уничтожались.

И у древних ариев, и в Древнем Египте, и у древних шумеров, и в других древних цивилизациях признавалось, что слишком большой разрыв между богатыми и бедными  это безусловное зло.

Если мы посмотрим на цивилизации Шумера и Египта, увидим, что именно религия отвечала за социальную справедливость. У шумеров храм не только служил религиозным центром, но и оказывал помощь нуждающимся, устанавливал твердую меру весов, определял максимальные проценты для кредиторов и давал попавшим в затруднительное положение ссуды и беспроцентные займы. Более того, каждые пять-семь лет принимались указы «о справедливости», списывавшие старые долги.

Идеи древних шумеров, а также египтян, чьи жрецы в Мемфисе впервые высказали идею о боге как о верховном собственнике и подателе всех благ, который заботится о каждом человеке, оказали влияние на христианство, иудаизм и ислам. В России из христианских конфессий православие считается традиционной религией, так же как и две другие монотеистические религии  иудаизм и ислам, а кроме них к этой же категории относится буддизм. Несмотря на то что эти религии очень разные, все они придерживаются нескольких базовых нравственных принципов в отношении материальных благ: слишком большой разрыв между бедными и богатыми  зло; духовные блага важнее, чем земные; жадным быть плохо; воровать грешно; праведники получат воздаяние на небесах или даже уже на земле; спасутся (или в буддизме улучшат свою карму) те, кто помогает нуждающимся.

Копить или не копить

Универсальный принцип, который мы можем проследить во всей истории религии,  духовные блага признаются более важными, чем материальные. Но это не значит, что материальное отвергается. Мы не найдем ни одного учения, где люди просили бы послать им нищету. И понятие добровольной бедности аскетов всегда отличалось от вынужденной нищеты, в которой человек оказался волею судьбы или случая.

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь»  это и есть прошение, чтобы мы не остались голодными. Правда, не хлеб с черной икрой и красной рыбой, а что-то более скромное.

Ветхий Завет не осуждает хозяйственный расчет и умение приумножать богатство  достаточно вспомнить Иосифа, долгое время правившего Египтом. Более того, Завет предусматривает ряд мер, чтобы члены еврейского общества могли повысить свое благосостояние. Для защиты бедных тоже есть много правил: о недожатом крае поля, о десятине, о корзине с пищей, доступ к которой открыт раз в неделю.

«Не хлебом единым жив человек»,  говорит Иисус в ответ на искушение в пустыне, когда ему предлагают превратить камни в хлебы. И это цитата из Ветхого Завета: не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа. Здесь речь идет не только об иерархии ценностей, но и о том, что хлеб насущный нужен и что все необходимое дается по воле Всевышнего.

В исламе пророк Мухаммед в свое время разделил людей на четыре типа по отношению к богатству: у одних есть и богатства, и знания, у вторых  только знания, у третьих  только богатство, у четвертых нет ни того ни другого. Праведниками смогут стать только первые две категории. В то же время ислам  это религия, где очень сильна идея предопределения, и считается, что человеку заранее предначертано, насколько он сможет разбогатеть.

Красть или не красть

Воровство всегда считалось не только государственным преступлением, но и преступлением религиозным, но понятие самой кражи в разных религиях отличается. Для буддиста, например, недопустимо украсть даже травинку. В иудаизме воровство трактуется еще шире: подсунуть покупателю некачественный товар  это кража, шуметь по ночам  красть тишину у соседей, давать кому-то напрасные обещания  красть у этого человека разум. А задерживать плату работникам  это вовсе грабительство. В исламе кража и грабеж считаются разновидностью вероотступничества. Христиане в то же время признают, что бывают ситуации, когда человек, например, ворует кусок хлеба для того, чтобы не умереть с голоду, и это не воровство. Кражу совершил тот, кто поставил этого человека в такие условия. Эта тема развивается многими святыми отцами: тот, кто, накопив богатство, не хочет поделиться им с голодным, - вот он и есть архивор.

Торговать или не торговать

В исламе торговля до сих пор считается лучшим способом заработать. Пророк Мухаммед был торговцем, а к земледелию и ремеслам в то время арабы относились презрительно  когда создавался Халифат, этим должны были заниматься другие народы. Ростовщичество при этом, как и во всех других религиях, осуждается: плохо, когда деньги производят деньги. Исламские банки из-за этого беспроцентные. Впрочем, в иудаизме ростовщичество осуждалось только по отношению к своему народу  так что в Европе, когда заниматься многими ремеслами или земледелием переселявшимся евреям было запрещено, для них оставались только финансовые операции.

Так или иначе все религии сходятся в одном: каким бы трудом ни накопил человек свое богатство, ждать искупления грехов можно только тем, кто поделится им с нуждающимся.

_________________________________
Также по теме:

Взгляд на верблюда через игольное ушко, 12 декабря 2013