• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Живой классик и первая леди экономики

Газета. 13 октября 2009

Нобелевский комитет по экономике объявил вчера лауреатов премии 2009 года. Ими стали американцы Элинор Остром и Оливер Уильямсон за исследования в области экономической эффективности операций компаний в зависимости от их организационной формы. При этом Элинор Остром оказалась первой женщиной экономистом, получившей эту награду.

Впервые Нобелевскую премию по экономике получила женщина Нобелевский комитет по экономике объявил вчера лауреатов премии 2009 года. Ими стали американцы Элинор Остром и Оливер Уильямсон за исследования в области экономической эффективности операций компаний в зависимости от их организационной формы. При этом Эли нор Остром оказалась первой женщиной экономистом, получившей эту награду.

Как говорится в заявлении стокгольмского комитета, премия была присуждена исследователям за "анализ экономического управления ". "Исследования Элинор Остром и Оливера Уильямсона продемонстрировали, что экономический анализ может пролить свет на различные формы социальной организации", - сообщает комитет.

Представляющий Калифорнийский университет в Беркли 77-летний Оливер Уильямсон считается одним из главных авторитетов в отрасли экономики, именуемой теорией трансакционных издержек, - в науке, исследующей, как зависит эффективность тех или иных экономических процессов от организационной формы предприятия.

В этой же отрасли работает и Элинор Остром, которая представляет университет штата Индиана в Блумингтоне. Как рассказал ректор Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Сергей Мясоедов, ее труды посвящены, с одной стороны, экономическим процессам, а с другой - процессам психологическим и групповой динамике, способностям управления собственностью на коллективной основе.

"То есть не бросок в сторону государства или частного предпринимательства, а создание неких организаций - своеобразного варианта кооперативов, которые показывают, что очень многие вопросы конфликтного плана можно решать эффективно и добиваться результатов при управлении своими объектами хозяйствования, - говорит Сергей Мясоедов. - То же касается работ Оливера Уильямсона. Это вопросы, связанные с экономикой компаний".

Стоит отметить, что выбор Нобелевского комитета оказался несколько неожиданным, причем сразу по ряду причин. Во-первых, до Элинор Остром ни разу с момента учреждения премии за достижения в области экономики в 1968 году ее не получала экономист-дама.

А во-вторых, новоявленные лауреаты не входили в список главных претендентов на премию. Согласно расчетам медиа компании Thomson Reuters, с 2000 года небезуспешно занимающейся прогнозированием решений стокгольмского комитета  (за предыдущие годы компания угадала имена 22 нобелиатов), фаворитами выглядели "бихевиоральные экономисты": директор Института эмпирических исследований в экономике Цюрихского университета Эрнст Фер и Мэтью Рабин, профессор все того же университета в Беркли. Второй парой фаворитов, во всяком случае исходя из цитируемости работ, считались профессор из Йеля Уильям Нордхаус и гарвардский профессор Мартин Вейцман, исследующие влияние меняющейся окружающей среды на экономические процессы.

Замыкало список Thomson Reuters трио исследователей монетарной политики: Джон Тейлор из Стэнфорда, Хорди Гали из Университета Помпеу Фабра (Барселона) и профессор экономики из НьюЙоркского университета Марк Гертлер.

Тем не менее эксперты не слишком удивлены решением Нобелевского комитета. Сергей Мясоедов отмечает, что выбор лауреатов - это продолжение тренда, когда Нобелевские премии присуждаются не за чистую экономику, а за работы на стыке экономики, управленческой психологии и социологии.

В свою очередь научный руководитель Государственного университета - Высшей школы экономики Евгений Ясин называет Оливера Уильямсона классиком. "Он очень известный ученый, можно сказать, классик. Причем наиболее влиятельного на данный момент течения в экономической науке - неоинституционализма. Уильямсон, как любой самостоятельный ученый, не только и не столько развивает идеи своих предшественников, сколько создает новый инструментарий для использования в науке. Поэтому выбор комитета для меня понятен", - поясняет экономист.