Куда пропали булочные? Новые форматы розничной торговли
В эфире программы «Археология» на радио Финам FM, которую ведет заместитель декана факультета прикладной политологии Сергей Медведев*, выступили первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев и директор по маркетингу сети супермаркетов «Азбука Вкуса» Дмитрий Патрацкий. Тема передачи — «Куда пропали булочные? Новые форматы розничной торговли».
Сергей Медведев*: Добрый вечер. В студии Сергей Медведев*, и это программа «Археология». Под стать нынешней погоде, жанр нашего сегодняшнего эфира я бы обозначил, как ностальгическая элегия или элегическая ностальгия. Памяти булочной. Вы знаете, как у Жванецкого есть «Пролетая над Череповцом», вот в моём случае это было «Проезжая по Стромынке». Улица Стромынка, раньше Русаковская, в районе метро «Сокольники». Некий отрезок моей жизни был с нею связан. И вот, проезжая по ней недавно, после долгого отсутствия, я заметил, что булочная, которой я пользовался — находится она рядом, практически напротив знаменитой Каланчи, там, на Стромынке, рядом с метро, она пропала. Вместо неё возник ещё один сетевой магазин. И в этот момент я отметил, подумал про себя, что я забыл тот момент, когда я вообще когда-либо был у нас в городе, да и вообще в России, в булочной. И, собственно говоря, это же огромный пласт жизни, огромное воспоминание детства. Я вспоминаю, как рано утром у нас во двор приезжала эта машина, с грохотом выкатывались лотки на колёсиках, там ровными стройными рядами лежали тушки батонов по 18, подмосковных, лежали буханки ржаного хлеба, чёрного хлеба и так далее. Я вспомнил другие эпизоды своей жизни. Например, голодную осень 1991 года, так называемая «продуктовая блокада Москвы». Когда стояли мы долгие часы за бензином, за продуктами. Не было хлеба. И хлеб пекли в маленькой грузинской пекарне за гостиницей «Пекин». В квартале на Большой Садовой, там где-то в глубине была маленькая пекаренка. И вот там собирались люди, знали в какое время начнут печь хлеб, и промозглыми ноябрьскими ночами, подняв воротники, мы ждали, пока заварят этот лаваш, и прекрасный запах хлеба до нас доносился. И мы его разбирали почти как в революционном Петербурге, блоковском Петербурге, Петрограде 1918–19 годов. Ну вот. Чтобы уйти от этого жанра элегии и ностальгии к практическому вопросу: где булочные, где мы ныне покупаем хлеб? И ответ, наверное, кроется в одном слове, которое мы уже который раз поднимаем в нашей программе — «сети». Мы живём в мире сетей. Мы говорили об интернет-сетях, о сетях знакомств, сейчас мы поговорим о торговых сетях. И для того, чтобы это сделать, у нас есть два специалиста: теоретик и практик. Теоретик — это Вадим Радаев, первый проректор Высшей школы экономики, профессор и автор очень интересной книги по новым форматам розничной торговли под названием «Захват российских территорий», и второй наш гость — это Дмитрий Патрацкий, директор по маркетингу сети супермаркетов «Азбука Вкуса».
Аудиозапись передачи
«Археология», авторская программа Сергея Медведева* о социологии повседневности, выходит по средам на радио на радио Финам FM (99.6 FM в Москве). Как говорит о ней сам автор, «Мы проходим сквозь пласты повседневности, не задумываясь о том, что окружающие нас предметы, образы и звуки — лифты и подъезды панельных домов, архитектура и названия новостроек, киоски и супермаркеты, язык e-mail и "живого журнала", образы реклам и рингтоны мобильных телефонов — являются такими же фактами культуры как опера в Большом театре или выставка в Пушкинском музее. "Археология" — это раскопка культуры повседневности, чтобы обнаружить скрытые в ней коды и знаки, смысл социальных практик, это история настоящего времени».
* Сергей Медведев включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.