• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Куда пропали булочные? Новые форматы розничной торговли

Финам FM. 3 июня 2009

В эфире программы «Археология» на радио Финам FM, которую ведет заместитель декана факультета прикладной политологии Сергей Медведев*, выступили первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев и директор по маркетингу сети супермаркетов «Азбука Вкуса» Дмитрий Патрацкий. Тема передачи — «Куда пропали булочные? Новые форматы розничной торговли».

Сергей Медведев*: Добрый вечер. В студии Сергей Медведев*, и это программа «Археология». Под стать нынешней погоде, жанр нашего сегодняшнего эфира я бы обозначил, как ностальгическая элегия или элегическая ностальгия. Памяти булочной. Вы знаете, как у Жванецкого есть «Пролетая над Череповцом», вот в моём случае это было «Проезжая по Стромынке». Улица Стромынка, раньше Русаковская, в районе метро «Сокольники». Некий отрезок моей жизни был с нею связан. И вот, проезжая по ней недавно, после долгого отсутствия, я заметил, что булочная, которой я пользовался — находится она рядом, практически напротив знаменитой Каланчи, там, на Стромынке, рядом с метро, она пропала. Вместо неё возник ещё один сетевой магазин. И в этот момент я отметил, подумал про себя, что я забыл тот момент, когда я вообще когда-либо был у нас в городе, да и вообще в России, в булочной. И, собственно говоря, это же огромный пласт жизни, огромное воспоминание детства. Я вспоминаю, как рано утром у нас во двор приезжала эта машина, с грохотом выкатывались лотки на колёсиках, там ровными стройными рядами лежали тушки батонов по 18, подмосковных, лежали буханки ржаного хлеба, чёрного хлеба и так далее. Я вспомнил другие эпизоды своей жизни. Например, голодную осень 1991 года, так называемая «продуктовая блокада Москвы». Когда стояли мы долгие часы за бензином, за продуктами. Не было хлеба. И хлеб пекли в маленькой грузинской пекарне за гостиницей «Пекин». В квартале на Большой Садовой, там где-то в глубине была маленькая пекаренка. И вот там собирались люди, знали в какое время начнут печь хлеб, и промозглыми ноябрьскими ночами, подняв воротники, мы ждали, пока заварят этот лаваш, и прекрасный запах хлеба до нас доносился. И мы его разбирали почти как в революционном Петербурге, блоковском Петербурге, Петрограде 1918–19 годов. Ну вот. Чтобы уйти от этого жанра элегии и ностальгии к практическому вопросу: где булочные, где мы ныне покупаем хлеб? И ответ, наверное, кроется в одном слове, которое мы уже который раз поднимаем в нашей программе — «сети». Мы живём в мире сетей. Мы говорили об интернет-сетях, о сетях знакомств, сейчас мы поговорим о торговых сетях. И для того, чтобы это сделать, у нас есть два специалиста: теоретик и практик. Теоретик — это Вадим Радаев, первый проректор Высшей школы экономики, профессор и автор очень интересной книги по новым форматам розничной торговли под названием «Захват российских территорий», и второй наш гость — это Дмитрий Патрацкий, директор по маркетингу сети супермаркетов «Азбука Вкуса».

Аудиозапись передачи

Полная стенограмма передачи «Куда пропали булочные? Новые форматы розничной торговли» на сайте радио Финам FM


«Археология», авторская программа Сергея Медведева* о социологии повседневности, выходит по средам на радио на радио Финам FM (99.6 FM в Москве). Как говорит о ней сам автор, «Мы проходим сквозь пласты повседневности, не задумываясь о том, что окружающие нас предметы, образы и звуки — лифты и подъезды панельных домов, архитектура и названия новостроек, киоски и супермаркеты, язык e-mail и "живого журнала", образы реклам и рингтоны мобильных телефонов — являются такими же фактами культуры как опера в Большом театре или выставка в Пушкинском музее. "Археология" — это раскопка культуры повседневности, чтобы обнаружить скрытые в ней коды и знаки, смысл социальных практик, это история настоящего времени».

* Сергей Медведев включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.