• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мигрант как экономический фактор

Бизнес. 2005. № 2. 13 января

...Но в России может сложиться аналогичная ситуация, которая наблюдается сейчас во Франции, США и Германии. В этих странах формируются общности людей, далеких по культуре, ценностям, уровню оплаты труда, и, как правило, их деятельность „скатывается” в полулегальную плоскость»,-- говорит Сергей Смирнов, директор Института социальной политики и социально-экономических программ ГУ-ВШЭ...

Европа вплотную столкнулась с проблемой нехватки рабочих кадров. Ужесточение миграционной политики может привести к тому, что в ближайшие 10–20 лет трудоспособное население Европы сократится на 20 млн человек. К такому выводу пришла Европейская комиссия. Не минует эта проблема и Россию.
Еврокомиссия приняла проект предложений по экономической миграции, в котором всем странам еврозоны предлагается выработать единый подход к решению этой проблемы.
В последние годы миграционное законодательство европейских стран только ужесточалось, препятствуя притоку в «стареющую» Европу иностранной рабочей силы. Так, число въехавших в первой половине 2003 года в Данию иммигрантов сократилось на 50% по сравнением с тем же периодом годом ранее. Это стало следствием ужесточения в этой стране в июле 2002 года миграционных норм. Сейчас в Евросоюзе ограничения на трудовую миграцию действуют даже в отношении граждан государств, вступивших в эту организацию в прошлом году. Особенно усердствуют в попытке ограничить въезд иностранцев страны с высоким уровнем социальной защищенности, в частности Германия, Швеция и Нидерланды.
Россия также не осталась в стороне от популярной в Европе идеи ограничения иммиграции. В прошлом году власти приняли поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые максимально ужесточили миграционное законодательство. В частности, была введена норма, по которой за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы повышены штрафы для работодателей. Для граждан они составляют от 10 до 25 МРОТ, должностных лиц -- от 25 до 100 МРОТ, а для юридических лиц и вовсе от 50 до 2000 МРОТ. Более того, за нарушение закона в крупных размерах теперь грозит тюремный срок от двух до пяти лет.
В 2005 году российские власти установили квоту на въезд иностранных граждан на территорию России на уровне примерно 300 тыс. человек. При этом, по данным Федеральной миграционной службы, сегодня в стране официально зарегистрировано около 500 тыс. мигрантов. Однако официальная статистика весьма серьезно расходится с реальным положением дел. Число иностранных мигрантов оценивается в 6–7 млн человек. «Лидируют» граждане Украины, Молдавии, Азербайджана и Таджикистана. Многие из них вынуждены работать нелегально, и власти сейчас делают все, чтобы выдавить этот ставший органичным для российского бизнеса элемент из страны.
Эксперты считают, что такие действия российского руководства подрывают экономический потенциал страны. Непрекращающаяся убыль коренных жителей грозит тем, что с 2006 года в России начнется повальное сокращение трудоспособного населения, и к 2050 году оно может оказаться на 45% меньше, чем было в 2000 году. Если во времена СССР дешевой рабочей силой было население деревень и сел, то теперь этот ресурс практически исчерпан. Решить проблему сможет только миграция иностранной рабочей силы, на широкое привлечение которой власти не решаются по далеким от экономики политическим, культурным и социальным мотивам.
«С одной стороны, России действительно не хватает кадров -- низкоквалифицированных специалистов. Поэтому Россия, как развитая и имеющая перспективы страна, импортирует трудовые ресурсы. Но в России может сложиться аналогичная ситуация, которая наблюдается сейчас во Франции, США и Германии. В этих странах формируются общности людей, далеких по культуре, ценностям, уровню оплаты труда, и, как правило, их деятельность „скатывается” в полулегальную плоскость»,-- говорит Сергей Смирнов, директор Института социальной политики и социально-экономических программ ГУ-ВШЭ.
По словам Натальи Власовой, эксперта по трудовой миграции Фонда переселенческих организаций, общая потребность в иностранной рабочей силе в 2005 году составляет в России 420 тыс. человек. Наибольшее количество вакансий из этого числа приходится на строительство (40,3%). Остальные заявки приходятся на торговлю и общественное питание (22%), промышленность (12%), сельское хозяйство (5,5%) и транспорт (4,7%).