• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кто убил классическую музыку?

Финам FM. 19 августа 2009

В эфире программы «Археология» на радио Финам FM, которую ведет заместитель декана факультета прикладной политологии Сергей Медведев, выступили Александр Карманов, генеральный директор издательского дома «Классика XXI», и Владимир Автономов, профессор, декан факультета экономики ГУ-ВШЭ. Тема передачи — «Кто убил классическую музыку?».

Сергей Медведев: Добрый вечер. Среда, вечер, и я, ваш верный археолог Сергей Медведев, с вами в студии Финам FM, 99,6. Знаете, хотел начать сегодняшнюю передачу с такого традиционного вопроса из знаменитой книжки Франсуазы Саган: «Любите ли вы Брамса?» Но пришло мне в голову, что, может быть, многие в наше время и не знают, кто такой этот самый Брамс. Особенно меня на это подтолкнул некий эпизод, о котором мне мама рассказала. Нет, не подумайте, моя мама не зритель такого рода ток-шоу — наткнулась она на эту передачу. В общем, есть какая-то передача у нас, даже не скажу вам, на каком канале, где женихи выбирают себе невест. Там, по-моему, один кандидат, мужчина, и он выбирает из трёх женщин невесту. Или наоборот. И вот там, значит, женщины рассказывают свои тяжёлые жизненные истории, как они оказались одни, или что-то ещё у них в жизни произошло, почему они вышли на этот рынок. И вот одна из них рассказывает, что, значит, был у неё муж-сноб и эгоист. И самое страшное его прегрешение, она рассказывала: «И вы представляете, каждое утро он включал Брамса». И публика: «Ох!» И все, значит, телезрители тоже «ох». И вы знаете, я понял, что в современной культуре это как-то, видимо, такой, легитимный жест, то, что она сказала. И удивление всей, так сказать, достопочтенной публики. Это же надо такое придумать, такой изощрённый, такой иезуитский приём — по утрам слушать Брамса. Подумать только! Это я к тому, что в нашем обществе и в наше время, мне кажется, изменилось само понятие «музыка». Из него как-то напрочь выпало понятие «классической музыки». Вернее не выпало, а... Ну вы знаете, часто, скажем, если взять ту же самую сферу знакомств, вот какая-нибудь девушка пишет о себе в Интернете «люблю музыку, увлекаюсь музыкой». Под этим в 99% случаев имеется в виду, что каждое утро она включает какое-нибудь попсовое радио, попсовую музыку, и начинает её слушать. Не подозревая о существовании... Для меня лично музыка — это нечто совсем другое. То есть, я имел в виду, конечно, больше классическую музыку. Но классическая музыка, она как-то стала кастовой, что ли. И в смысле своих исполнителей, и в смысле своих слушателей. То есть, она проходит либо по ведомству некоего премиум-сегмента, где сидят какие-то богатые банкиры. Или совершенно с другой стороны социальной пирамиды — люди, которые последние 30, 40, 50 лет ходили в Большой и Малый зал Консерватории, покупают там абонементы и слушают. А вся огромная вот эта середина, для них понятие «классическая музыка» выпадает. Так что, я хотел бы поставить вопрос: кто убил классическую музыку? Если убийство как таковое состоялось. И в ближайшие 50 минут при помощи двух экспертов попытаться провести детективное расследование, кто, собственно, виноват в этом самом убийстве. У нас два детектива, два эксперта. Первый — это Александр Карманов, генеральный директор издательского дома «Классика XXI». И второй наш гость — это Владимир Автономов, профессор, декан факультета экономики Высшей школы экономики.

В том числе, могу от себя добавить, что есть на факультете экономики хор факультета экономики. Хор, который стараниями, в том числе Владимира Сергеевича, был выведен на международный уровень. Они ездят на фестивали, поют. Так что, такое вот, достаточно редкое явление. Ну что ж, друзья, давайте, может быть, начнём с этого вопроса и вообще определимся: а был ли мальчик? А было ли само убийство? То есть, не слишком ли это через край говорить, кто убил классическую музыку? Существует ли она вообще в контексте современной культуры?

Аудиозапись передачи

Полная стенограмма передачи «Кто убил классическую музыку?» на сайте радио Финам FM


«Археология», авторская программа Сергея Медведева о социологии повседневности, выходит по средам на радио на радио Финам FM (99.6 FM в Москве). Как говорит о ней сам автор, «Мы проходим сквозь пласты повседневности, не задумываясь о том, что окружающие нас предметы, образы и звуки — лифты и подъезды панельных домов, архитектура и названия новостроек, киоски и супермаркеты, язык e-mail и "живого журнала", образы реклам и рингтоны мобильных телефонов — являются такими же фактами культуры как опера в Большом театре или выставка в Пушкинском музее. "Археология" — это раскопка культуры повседневности, чтобы обнаружить скрытые в ней коды и знаки, смысл социальных практик, это история настоящего времени».