• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Руссо туристо — облико морале?

Финам FM. 22 июля 2009

В эфире программы «Археология» на радио Финам FM, которую ведет заместитель декана факультета прикладной политологии Сергей Медведев, выступили Никита Покровский, социолог, профессор ГУ-ВШЭ и Константин Боровой, политик, предприниматель, бывший главный редактор журнала «Америка Иллюстрейтед». Тема передачи — «Руссо туристо — облико морале?».

Сергей Медведев: Добрый вечер. 20 часов 6 минут в Москве. 99,6 FМ. Это программа «Археология» и я, Сергей Медведев. Погода за окном летняя, и тема у нас тоже летняя. Подсказал мне её, собственно, один из наших главных ньюсмейкеров, человек, практически силовик Геннадий Онищенко. Как вы все помните, пару дней назад было его замечательное интервью, которое я цитирую по «Прайм-ТАСС». «Русские отдыхают за границей без осторожности и внутренней организации, водрузив неспортивное тело в шорты и надев некое подобие обуви, посещают злачные места и употребляют разного процента содержания спиртные напитки». Цитирую, повторяю, по «Прайм-ТАСС». Итак, наша тема сегодняшняя: «Руссо туристо — облико морале». Как вы все помните, это замечательная фраза из фильма «Брильянтовая рука». Вы знаете, как всегда хочется поговорить не о зарубеже, а поговорить... Как, я не помню, кто-то из французов сказал, что «человек говорит о многих вещах, но с аппетитом он говорит только о себе». Так что, хочется поговорить о нас любимых. Заграница как зеркало русского человека, заграница как зеркало русского обывателя. Потому что наша туристическая поездка, это своего рода отстранение — мы неожиданно видим себя как другого. И когда мы видим группу русских за рубежом, мы неожиданно видим их в нестандартной ситуации, и мы осознаём, какое их поведение. В связи с этим опрос, в котором мы вас всех призываем активно голосовать на нашем сайте finam.fm: «Что вы испытываете, встретив за рубежом соотечественников?» Первая опция — «Наши!»; вторая опция — «Стыд за Россию»; третья опция — «Люди как люди, не хуже других». Три варианта у вас есть. Откуда взялся стыд? Ну, собственно говоря, слово такое, может быть и сильное, но признаюсь вам, что я честно готовился к программе и прошерстил множество туристических форумов. И вы знаете, те истории, которых я там начитался, и то чувство, которое я получил от большинства — я думаю 90–95% посетителей этих форумов — можно суммировать именно этим словом. Или вот этой нашей фразой «пустили Дуньку в Париж». Так что, вот хочется посмотреть, узнать ваше мнение, получить ваши звонки — а вы можете нам уже прямо сейчас начинать в прямой эфир звонить по телефону: 730-73-70 — с вашими ощущениями того, что вы чувствуете, когда видите русских за рубежом. Может быть, тут вообще и проблемы-то никакой нет? Немцы за рубежом, американцы за рубежом... Или здесь есть некая проблема, которую нам всем надо было бы обсудить? А обсуждать это мы будем с нашими дорогими гостями. Сейчас у нас в студии Константин Боровой, политик, предприниматель, общественный деятель, бывший главный редактор журнала «Америка Иллюстрейтед». То есть человек, не понаслышке знакомый с проблемами межкультурной коммуникации. И к нам едет Никита Покровский, мой коллега из Высшей школы экономики. Я надеюсь, что к середине-то передачи он к нам точно присоединится. Так что, начнём, наверное, мы с некоего позитива, потому что всё-таки, Константин, это всё происходит, если вспомнить, как это было при «совке»: чемоданы, набитые палками сырокопчёной колбасы, кипятильник, ходили по трое, где был один смотрящий. То есть, собственно, так сказать, с жиру-то бесимся — такие темы обсуждаем.

Аудиозапись передачи

Полная стенограмма передачи «Руссо туристо — облико морале?» на сайте радио Финам FM


«Археология», авторская программа Сергея Медведева о социологии повседневности, выходит по средам на радио на радио Финам FM (99.6 FM в Москве). Как говорит о ней сам автор, «Мы проходим сквозь пласты повседневности, не задумываясь о том, что окружающие нас предметы, образы и звуки — лифты и подъезды панельных домов, архитектура и названия новостроек, киоски и супермаркеты, язык e-mail и "живого журнала", образы реклам и рингтоны мобильных телефонов — являются такими же фактами культуры как опера в Большом театре или выставка в Пушкинском музее. "Археология" — это раскопка культуры повседневности, чтобы обнаружить скрытые в ней коды и знаки, смысл социальных практик, это история настоящего времени».