• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Надо ли делиться, или почему бизнес не спешит раскошелиться

Московская правда. 2006. № 279. 18 декабря

...Налоговый кодекс определенных налоговых льгот для благотворителей, на решение этого времени не нашлось даже в год благотворительности. Кстати, абсурдность этой ситуации неоднократно подчеркивал президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин: когда компания принимает решение выделить, например, больному ребенку деньги на дорогостоящую операцию, она платит с этой суммы налоги, а родители при получении средств также должны уплатить подоходный налог. То есть по крайней мере треть пожертвованной суммы уходит не на нужды страдающего малыша, а государству, не нашедшему возможности помочь ему за свой счет. А это с позиции бизнеса уже неинтересно...

Заканчивается год, проходивший в нашей стране под знаком благотворительности. Однако отношение к благим делам в российском обществе существенно не изменилось.
Напротив, год этот стал одним из самых рекордных по числу больших и маленьких афер, провернутых под видом милосердной помощи страждущим.
Богат этот год был и количеством разнообразных "круглых столов", посвященных необходимости развития в стране социально ответственного бизнеса. "Делиться надо", - призывают представителей коммерческих структур политики и общественные деятели. Делиться, то есть не только честно платить налоги, но и брать на содержание социальные объекты, опекать больных детей и немощных стариков, шефствовать над детскими домами и интернатами. Напомним, еще в советские времена в СССР практиковалась шефская помощь крупных предприятий и творческих коллективов воинским частям, детским домам, госпиталям ветеранов и инвалидов. Сейчас эти традиции возвращаются в наше общество.
В нынешней России трудно, даже практически невозможно без широкого и эффективного участия предпринимательства сдвинуть социальные проблемы с мертвой точки. Да и благотворительность по сути своей - это ответственность перед обществом тех, кто заинтересован в его благополучии.
Все это верно. Как и то, что, несмотря на многообещающие заявления государственных мужей о скором улучшении социально-экономической ситуации в стране, нуждающихся в милосердной помощи, малоимущих и социально незащищенных граждан в России меньше не стало. На этой ниве и распространилось с бешеной скоростью профессиональное попрошайничество в самых крупных размерах. Вот и получается, что на одной чаше весов милосердия оказался криминальный бизнес, спекулирующий на человеческих чувствах сострадания и "порывах души" благородных дарителей, а на другой - брошенные на произвол судьбы старики, потерявшиеся в своем горе родители умирающих детей, для кого помощь ближнего - единственный шанс выжить. Хочешь не хочешь, но в наши дни благотворитель вынужден контролировать и проверять, целевым ли образом потрачены перечисленные средства. Кстати, немалые. Пожертвования со стороны бизнес-структур в нашей стране колеблются сегодня ни много ни мало от 10 тысяч рублей до 50 тысяч евро (причем и это не предел).
Но, как ни странно, большинство людей, будучи профессионалами в своем бизнесе, забывают весь свой опыт, когда дело доходит до благотворительности, и начинают совершать ошибки дилетантов. А благотворительность - это те же деньги или время, которое также может быть выражено в деньгах. И если для успешного управления деньгами в бизнесе необходимо планирование, то в "порыве души" тоже нужен хотя бы краткосрочный план действий, как минимум список параметров, по которым можно оценить адекватность поддержки.
- Сегодня много говорится о том, что бизнес должен быть социально ответственным, - комментирует директор Департамента социальных проблем устойчивого развития Международного центра обучающих систем и кафедры ЮНЕСКО "Передача технологий для устойчивого развития", член центрального совета Общероссийского общественного движения "Образование для всех" Светлана Суворова. - Это значит, что любой руководитель коммерческой структуры, решивший заняться благотворительной деятельностью (за что ему - честь и хвала), должен не только выписывать чек по первому требованию просящих, но и найти возможность проверить, куда и на что требуются эти средства. Полезно знать, что в столице средства на одежду, питание и другие необходимые нужды детям-сиротам перечисляются их опекунам, частным лицам или учреждениям без задержек и в достаточном объеме. Это необходимо иметь в виду не потому, что сиротам вообще не нужно помогать, а просто для того, чтобы найти вариант поддержки. Например, требуется починить протекающую крышу детского дома. Выделили деньги? Спасибо! Но при этом не поленитесь, проверьте, не появилась ли в кабинете директора новая шикарная мебель, купленная на перечисленные вами средства.
Одна из самых распространенных просьб о помощи, поступающих практически во все бизнес-структуры, касается лечения того или иного недуга, требующего немалых денежных средств. Для аферистов эта тема, пожалуй, самая беспроигрышная. Согласитесь, мало кто из имеющих теоретическую возможность помочь устоит перед рассказом, например, о смертельно больном ребенке. А провернуть махинацию в этом случае довольно просто. Достаточно заглянуть в Интернет, найти на сайте той или иной добропорядочной общественной организации, занимающейся помощью больным детям, историю, а то и фотографию реально нуждающегося в милосердной помощи малыша, скопировать все данные, изменив лишь банковские реквизиты. Дальше - дело техники. Нужно лишь грамотно составить слезное письмо и разослать его потенциальным благотворителям. Кстати, на тех же сайтах различных организаций сегодня в огромном количестве публикуются открытые письма общественников, призывающих не поддаваться подобному обману.
"Обжегшись на молоке, дуют на воду", - гласит народная пословица. По данным Всероссийского центра общественного мнения (ВЦИОМ), количество бизнес-структур, отказывающихся оказывать финансовую поддержку нуждающимся в помощи, стремительно увеличивается. Причина, кстати, не только в боязни, что выделенные средства уйдут не на благое дело. Эту проблему можно решить, приложив ту же деловую хватку, что и при подсчете прибыли от коммерческой деятельности. Согласитесь, при определенных знаниях делопроизводства проверить документы организации, просящей от имени своих подопечных, или достоверность истории болезни частного лица, на лечение коего требуется та или иная сумма, в общем-то не сложно, было бы желание подойти к этой проблеме ответственно. Вопрос в другом.
В нашей стране до сих пор отсутствует законодательство, регламентирующее благотворительную деятельность. Несмотря на то, что правительством неоднократно рассматривалась возможность внесения в Налоговый кодекс определенных налоговых льгот для благотворителей, на решение этого времени не нашлось даже в год благотворительности. Кстати, абсурдность этой ситуации неоднократно подчеркивал президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин: когда компания принимает решение выделить, например, больному ребенку деньги на дорогостоящую операцию, она платит с этой суммы налоги, а родители при получении средств также должны уплатить подоходный налог. То есть по крайней мере треть пожертвованной суммы уходит не на нужды страдающего малыша, а государству, не нашедшему возможности помочь ему за свой счет. А это с позиции бизнеса уже неинтересно.
Однако "делиться надо". И российский бизнес нашел лазейку, дабы не отставать от своих западных коллег, у которых неучастие в благотворительной деятельности считается дурным тоном. В канун новогодних праздников число всевозможных гуманитарных акций достигает своего апогея. Но наш бизнес чаще всего пытается заработать на благотворительности дополнительные очки и преимущества перед конкурентами, а заодно и пропиариться на ниве милосердной помощи.
- Недавно наша организация получила в подарок от коммерческой структуры двадцать компьютеров, - рассказывает председатель столичной общественной организации реабилитации инвалидов Сергей Исачев. - Как мы радовались, получив от коммерсантов известие об этом! И каково же было наше разочарование, когда оказалось, что вся техника - не что иное, как бросовый товар, то есть то, что проще было передать нам под видом пожертвования, а не списать за ненадобностью.
В ответ "дарители" потребовали от организации благодарственное письмо в рамочке, а также распространение во всевозможных СМИ материалов о добрых делах этой фирмы. Иной путь - осчастливить какой-нибудь детский дом своей продукцией. Например, производимым фирмой мороженым или безалкогольным напитком к какому-нибудь празднику. Дело, конечно, хорошее, но благое ли, если свершается оно опять-таки с целью получить право называться бизнесом социально ответственным, а не реально помочь сиротам, в сто раз больше, быть может, нуждающимся в новой одежде, капитальном ремонте комнат, в которых они живут, или путевках в летние лагеря? Но, как уже говорилось, такая помощь для бизнеса сегодня - дело слишком хлопотное.
- Нуждающихся в реальной помощи, в том числе и финансовой, в нашем обществе немало, - рассказывает президент Благотворительного фонда "Свет мой", опекающего семьи, в которых дети больны онко-гематологическими заболеваниями Надежда Дорофеева. - Понимая всю сложность диалога между потенциальными дарителями и получателями пожертвований, мы обращаемся за помощью к бизнесу только в том случае, если точно знаем, сколько средств нужно и конкретно на что они срочно необходимы. При этом мы, как общественная организация, не только берем на себя обязанность предоставить одновременно с обращением все документы, подтверждающие достоверность сведений, но и отчитываемся перед благотворителями о целевом использовании перечисленных средств. Такой опыт мне кажется самым честным. Кроме того, мы даем возможность нашим спонсорам принять участие во всех гуманитарных мероприятиях и акциях, проводимых фондом, где они могут пообщаться с детьми и их родителями, услышать добрые слова в свой адрес. И, конечно, получить максимальное удовлетворение от сделанного доброго дела.
...Потребность поделиться с ближним - одна из самых естественных для человека, живущего в обществе. Но в то же время творить благо - это труд. Эмоциональный и морально-нравственный. А понятие "благотворительность" отнюдь не синоним выражению "дать денег". И, наверное, лишь поняв это, наш бизнес станет наконец по-настоящему социально ответственным, и его милосердную помощь смогут получить лишь те, кто действительно в ней нуждается.