• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекарственная недостаточность Михаил Зурабов назвал виноватых в кризисе ДЛО

РБК daily. 27 марта 2007

...Между тем эксперты отмечают, что это не первый случай, когда не срабатывает административная система. Главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков видит в провалах перестройки лекарственного обеспечения льготников проявление "традиционных издержек советской вертикально интегрированной системы". Сейчас, как и тогда, по мнению г-на Гавриленкова, отсутствует связь федерального центра с регионами.

Вчера правительственная комиссия по взаимодействию с регионами разбиралась с проблемами дополнительного лекарственного обеспечения. Выступавший с трибуны глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов поклялся премьер-министру Михаилу Фрадкову в том, что он обязательно исправится. Но тут же обрушился с уничижительной критикой на медиков и региональных чиновников, которые, по мнению министра, и виноваты в возникшем кризисе.
Ответственность за кризис, случившийся в выстроенной два года назад системе ДЛО льготных категорий населения, Михаил Зурабов возложил главным образом на руководство субъектов федерации. Министр возмущенно живописал, как регионы перекладывают основное бремя расходов за обеспечение льготников лекарствами на федеральный центр. Например, в Курской области власти направили в 2006 году на ДЛО всего 467 млн руб., тогда как из Москвы было выделено 597 млн руб. В Рязанской области и того хуже — финансирование из центра составило 909 млн руб., а из местного бюджета на ДЛО было направлено всего 500 млн руб. При этом, возмущался Михаил Зурабов, регионы считают, что ответственность за это должны нести центральные власти. "Это дежа вю. Я уже проходил это при монетизации льгот в 2005 году", — заявил министр.
Не лучшим образом проявляют себя и сами медики. Глава Минздравсоцразвития, отвечающий за 17,5 млн льготников, из которых 12 млн — инвалиды, недоумевал, как могли врачи всего за один месяц выписать 33 млн рецептов. Больные брали "дармовые" таблетки и пилюли явно впрок. Ко всему прочему, как утверждает Зурабов, доктора зачастую идут на поводу пациентов, которые качают права, добиваясь для себя выписки самых дорогостоящих лекарств. Московские чиновники сейчас взялись проанализировать данные по 131 млн фактически выписанных рецептов. Первые результаты показывают, что лекарственные препараты нередко выписываются необоснованно.
Впрочем, в патетике Зурабова уловить логику можно было не всегда. С одной стороны, он утверждал, что минимум 450 руб., причитающихся каждому льготнику на таблетки, вполне достаточен. "Расчет суммы абсолютно адекватно отражает ситуацию 2005 года", — уверял министр. А позже сокрушался беспрецедентно низким уровнем потребления лекарств в России — всего 40 евро на человека, тогда как в странах Балтии этот показатель составляет 100 евро, в других странах ЕС — 300 евро.
Михаил Зурабов не считает себя виновным и в грубых просчетах, допущенных при подготовке к монетизации системы бесплатного лекарственного обеспечения. По его мнению, нереально было просчитать не только количество льготников, но даже численность больных тяжелыми недугами и стоимость их терапевтического лечения. В результате на обеспечение лекарственными препаратами 6% льготников расходуется 38% средств. Только на одного больного гемофилией выделяется 180 тыс. руб. в год, а таких больных в России насчитывается 5450. И именно из-за этого и образовался дефицит денежных средств территориальных органов ФОМС.
Минфин готов помочь дополнительным финансированием Минздраву и регионам. "Мы заканчиваем согласование с регионами лимитов финансирования по ДЛО в текущем году и готовы к определенному увеличению финансирования, — заверил Михаил Зурабов. — Это позволит по объему потребления лекарств остаться на уровне прошлого года, но любой перерасход средств — это уже обязательства территорий".
Утолит ли это лекарственный голод, министр не уверен. Он сомневается в компетентности заместителей глав администраций субъектов федерации, курирующих медицинское обеспечение льготников, и поэтому требует себе чрезвычайных полномочий для проведения аттестации этих чиновников, а заодно и руководителей территориальных управлений Фонда обязательного медицинского страхования.
Закончить доклад Зурабов постарался на оптимистической ноте: "Свет в конце тоннеля есть, но с этой шахтерской лампочкой, которая у меня горит во лбу, я сегодня даже до середины тоннеля не дойду". "Доведут, поможем", — не остался безучастным премьер Михаил Фрадков и предоставил слово губернаторам. Что сказали в ответ своему оппоненту руководители регионов, осталось неизвестным — трансляция заседания была прекращена и самая интересная часть дискуссии осталась за кадром. Между тем эксперты отмечают, что это не первый случай, когда не срабатывает административная система. Главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков видит в провалах перестройки лекарственного обеспечения льготников проявление "традиционных издержек советской вертикально интегрированной системы". Сейчас, как и тогда, по мнению г-на Гавриленкова, отсутствует связь федерального центра с регионами.