• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Коллективный разум оценит все. ИМХО Деньги и время нужно тратить с толком. Предприниматель и профессор ГУ-ВШЭ Александр Долгин доказывает, что внимание, эмоции и вдохновение -- тоже.

Деловой Петербург. 2007. № 76. 2 мая

, -- говорит Александр Долгин, президент ФНИ .

Долгин придумал и создал первый в России рекомендательный сервис, основанный на коллективной потребительской экспертизе -- ИМХОклуб (от устойчивого оборота in my humble opinion -- ), www.imhoclub.ru. Сервис позволяет пользователям на основе своих культурных предпочтений находить единомышленников и обмениваться с ними рекомендациями. Несмотря на то что сейчас в Сети открыт только раздел, посвященный литературе, сервис спроектирован как мультикультурный. Летом коллективной потребительской экспертизе подвергнутся кинофильмы, а потом и продукты всех культурных индустрий: спектакли, выставки, концерты, а также отели, рестораны и учебные заведения.

Предыстория
Семь лет назад Александр Долгин, московский предприниматель, руководитель компании понял, что наряду с приземленными бизнесами -- металлургией и недвижимостью -- его увлекают рынки культуры и искусства. Правда, способ приложения своих финансовых и интеллектуальных возможностей Долгин выбрал отличный от тех, которые применяли его коллеги-бизнесмены. Собиранию частной коллекции и меценатству в его классическом, или , варианте Долгин предпочел создание -- ни больше ни меньше -- социальных институтов.


действительно заслуживающие внимания фильмы, книги, спектакли, выставки чрезвычайно трудно. Причем у этой сложности выбора есть объективные предпосылки: критерии качества в искусстве размыты, а значит, продавец может ввести несведущего покупателя в заблуждение. Я совершенно ясно увидел, что одна из главных болевых точек современной культуры -- отсутствие потребительской навигации. Это приводит к тому, что человек не в состоянии найти в предлагаемом многообразии то, что интересно именно ему>.


Чтобы разобраться с этим и многими другими вопросами устройства мира муз, Александр Долгин создал фонд научных исследований . Итогом этих исследований стало конкретное практическое действие -- был запущен универсальный рекомендательный сервис ИМХО-клуб.


Как это работает


Сервис достаточно прост в обращении. Необходимо зарегистрироваться на сайте и оценить по десятибалльной шкале от 30 до 100 литературных произведений. На основе высказанных таким образом предпочтений система подбирает абоненту людей с близким вкусом (вкусовых единомышленников) и на основании их оценок подсказывает пользователю те произведения, с которыми он еще незнаком. Это все равно что спросить у друга: Чем больше произведений оценил человек, тем точнее система сможет подобрать рекомендателей. Особенно в яблочко получается, если люди одинаково оценивают сложные, неоднозначные произведения или выставляют хиту продаж -- такие совпадения, как лакмусовая бумажка, указывают на родство вкусов. При этом качество сервиса (в его базе данных насчитывается сейчас 150 тыс. произведений) напрямую зависит от пользователей. Ведь рекомендации -- это услуга, которую люди оказывают друг другу: если никто не оценит новую оригинальную книгу, система никому ее и не порекомендует. Это так же бессмысленно, как в одиночку владеть телефоном. Для запуска ИМХОклуб предприниматель создал IT-компанию со штатом более 30 программистов и математиков. В проект инвестировано более $2 млн, которые пошли главным образом на исследования методики, лежащей в основе сервиса, и на разработку программного обеспечения, способного выдержать ожидаемые нагрузки -- более 2 млн постоянных пользователей (сейчас таковых в 100 раз меньше). Поскольку ИМХОклуб не зависит от продавцов и не подчиняется им, встает вопрос о финансировании проекта.

.

, -- говорит Александр Долгин, президент ФНИ .

На заметку
- Прототип механизма потребительской селекции был создан в 1992г. Идея автоматически вычленять вкусовые сообщества и предоставлять их членам возможность обмениваться суждениями была предложена Дейвом Голдбергом (Dave Goldberg) и его коллегами из исследовательского центра Xerox PARC в Пало Альто, Калифорния. Именно они ввели термин .

- Одним из первых рекомендательных сервисов на основе принципа коллаборативной фильтрации был Ringo. Он пошатнул убеждение, что контент сначала должны отфильтровать эксперты (например, критики) и лишь затем его следует опубликовать. Оказалось, можно и наоборот -- выставлять на всеобщее обозрение, переложив фильтрацию на непрофессиональное сообщество. Это открывает для непрофессиональных сообществ совершенно иные перспективы -- блоги (ЖЖ), обмен любительским видео и т. п. Ведь там самое главное -- уметь выбирать, что читать или смотреть, и чье это производство. Ringo просуществовал с 1994 по 1998 г., после чего был куплен Microsoft и закрыт.