• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Внутренний резерв Гастарбайтеров из СНГ должны сменить уроженцы национальных республик.

Время новостей. 2007. № 113. 2 июля

Так, по данным г-жи Четверниной, в 10 из 87 регионов страны уровень безработицы в два раза превышает среднероссийский и достигает 15%. И если средняя по России продолжительность поиска работы составляет 8,7 месяца, то на территории 20 регионов свободные вакансии ищут более десяти месяцев. "39% безработных ищут работу дольше года, -- уточнила г-жа Четвернина. -- И вероятность их возвращения к трудовой деятельности уже не высока".

Власти России, уверенные в том, что внешние трудовые мигранты ущемляют право на занятость местного населения, похоже, решили выдавить гастарбайтеров силами "коренных" безработных. Как заявил в конце минувшей недели заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций, его ведомство завершает создание единой базы данных по внутренней трудовой миграции, и ожидается, что именно данные из нее станут резервным источником для отечественных работодателей. Правда, как тут же признал г-н Герций, желание занять невостребованные в других регионах страны рабочие места официально подтвердили только около 5600 безработных, преимущественно из таких считающихся "депрессивными" регионов, как Дагестан, Чечня, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Калмыкия, Бурятия и Тува. В беседе с корреспондентом "Времени новостей" глава "Роструда" предположил, что именно эти "трудоизбыточные регионы", скорее всего, в ближайшее время станут донорами для тех территорий страны, где рабочих рук не хватает. При этом он не отрицал, что этот процесс может сопровождаться возникновением сложностей в "национальных вопросах". Впрочем, по мнению проректора Высшей школы экономики Татьяны Четверниной, внутренняя трудовая миграция только будет способствовать "повышению уровня толерантности в обществе".

Пока же национальные республики только портят "Роструду" в целом благополучную статистику по занятости. "В рамках государства нет острых проблем с безработицей, тогда как в отдельных регионах этот вопрос вызывает озабоченность", -- рассказал г-н Герций. Если в целом по стране, согласно официальным данным, число безработных не превышает 2,1% экономически активного населения и составляет 1,7 млн человек, то в Дагестане, например, уровень безработицы достигает 22%, в Ингушетии -- 43%, а в Чечне до 70%.

Однако независимые эксперты утверждают, что ситуация с занятостью на самом деле выглядит более драматично не только в республиках, но и в целом по стране. По подсчетам Международной организации труда (МОТ), на май 2007 года к безработным можно отнести 5,14 млн россиян, или почти 7% экономически активного населения. Ученые называют ситуацию с трудоустройством в стране не иначе, как "напряженной" из-за серьезной региональной дифференциации. Так, по данным г-жи Четверниной, в 10 из 87 регионов страны уровень безработицы в два раза превышает среднероссийский и достигает 15%. И если средняя по России продолжительность поиска работы составляет 8,7 месяца, то на территории 20 регионов свободные вакансии ищут более десяти месяцев. "39% безработных ищут работу дольше года, -- уточнила г-жа Четвернина. -- И вероятность их возвращения к трудовой деятельности уже не высока".

Расходятся с "административной статистикой" и представления научного сообщества о "лице безработицы". Если по оценке МОТ, большинство безработных составляют мужчины (52,7%), то, по документам "Роструда", среди незанятых россиян более 70% приходится на слабый пол. Впрочем, эксперты утверждают, что данные расхождения объясняются тем, что в Федеральной службе по труду и занятости регистрируются только определенные категории безработного населения, тогда как топ-менеджеры и другие квалифицированные безработные предпочитают искать новое место работы через так называемые "социальные сети" и без обращений в госорганы.

Существование скрытой безработицы на фоне относительно благополучных официальных цифр ученые объясняют отсутствием продуманной государственной политики в отношении временно незанятых граждан. По мнению ведущего научного сотрудника Центра экономических и финансовых исследований и разработок при Российской экономической школе Ирины Денисовой, "с отечественного рынка труда плохо вымываются дешевые, плохие рабочие места и медленно создаются новые". "Изначально наш рынок труда шел по пути снижения зарплат и задержки выплат, но сохранения рабочих мест, -- пояснила г-жа Денисова, -- и люди шли и идут на это в том числе из-за неразвитой системы социальных и страховых выплат". О том, что государству нужно вернуться к страховой системе выплат пособий по безработице, существовавшей до 2000 года, говорит и Татьяна Четвернина. По ее мнению, система страховых выплат является для человека, потерявшего работу, куда большим стимулом для поиска новой, тогда как отечественная "социалка" трудоспособному и желающему работать россиянину внушает страх и заставляет держаться на старом, низкооплачиваемом месте.

Сегодня минимальное пособие по безработице составляет 720 руб. в месяц. Первые три месяца уволенным полагается 75% от их среднемесячного заработка, в последующие четыре месяца -- 60% и в дальнейшем -- 45%, но установленный максимум не позволяет безработному получать более 2880 руб. Таким образом, в 2006 году средний размер пособия в России составил 1900 руб. в месяц. В этом году ситуация едва ли сильно изменится -- расходы бюджета-2007 на поддержку безработных составят 23 млрд руб. И, по словам главы "Роструда" Юрия Герция, эта "вынужденная поддержка государства" не может "расслабить" или "вызвать лень" у наших соотечественников.