• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вечное – в кассу Несмотря на прорехи в законодательстве и слабую инфраструктуру, регионы пытаются превратить свое культурное наследие в коммерческий продукт.

Финанс.. 30 июля 2007

За последние семь лет расходы федерального бюджета на культуру увеличились в 11 раз. Но абсолютная сумма по-прежнему невелика – 35,7 млрд рублей в текущем году. "Увеличение бюджетных расходов приводит только к "размазыванию" средств, – считает директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Высшей школы экономики Татьяна Абанкина. – Так, за последние 15 лет число музеев удвоилось, а ежегодное количество выставок упало на 10%".

За последние семь лет расходы федерального бюджета на культуру увеличились в 11 раз. Но абсолютная сумма по-прежнему невелика – 35,7 млрд рублей в текущем году. "Увеличение бюджетных расходов приводит только к "размазыванию" средств, – считает директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Высшей школы экономики Татьяна Абанкина. – Так, за последние 15 лет число музеев удвоилось, а ежегодное количество выставок упало на 10%".

Между тем в России немало культурных объектов, которые могут работать на экономику регионов, вместо того чтобы тянуть деньги из казны. В этом направлении движется, например, Ясная Поляна – музей-усадьба Льва Толстого. В прошлом году она получила 120 млн рублей из федерального бюджета, но и доходы от туризма были немалыми – 20 млн рублей. Ежегодное число посетителей за шесть лет утроилось: 120 тыс. человек при местном населении 2,5 тыс. Кроме того, у музея-усадьбы есть солидный благотворитель – PricewaterhouseCoopers.

По словам директора Ясной Поляны Владимира Толстого (праправнука писателя), музей-усадьба пытается изменить структуру потока посетителей в пользу тех, кто готов приехать на несколько дней. Очень важно заставить туриста остаться ночевать – в этом случае он оставит больше денег не только в музеях, но и в гостинице и ресторанах. На Западе это умеют: например, в германском Веймаре более 14% туристов остаются на ночлег, в Стратфорде – на родине Шекспира – 15%. В Ясной Поляне пока количество ночующих ничтожно мало, как и иностранных туристов (всего 1% посетителей против 13–14% в Веймаре и Стратфорде). Главный сдерживающий фактор – инфраструктура. "В Тульской области даже в крупных городах практически нет сертифицированных гостиниц, – поясняет Владимир Толстой. – В Ясной Поляне и ее филиалах эта проблема еще острее, так как большинство наших объектов находится в сельской местности".

Олигархи, кандалы и лишайники. В городе Сольвычегодске Архангельской области вот уже девять лет ежегодно устраивают фестиваль юмора Козьмы Пруткова. Вымышленный автор бессмертных афоризмов по воле своих создателей родился в тех краях. Деньги на мероприятие дают спонсоры (в их числе, например, фонд Джорджа Сороса) и муниципальный бюджет. Фестиваль привлек внимание к остальному наследию, коего здесь немало. В?городе когда-то базировалась бизнес-империя солепромышленников Строгановых, сохранилось множество красивых церквей и построек XVIII–XIX веков. "Как это часто бывает, к одному проекту стали подтягиваться другие, – рассказывает эксперт Института культурологии Владимир Дукельский. – Появились ежегодные ярмарки, на которых местные мастера ремесел в течение двух дней оправдывают работу за целый год".

Развлекательные элементы в культурном туризме все чаще используются в качестве приманки для путешественников. Например, краеведческий центр в карельском поселке Куркиеки разрабатывает новый туристический маршрут "Королевство лишайников". Там когда-то жил ботаник, открывший в окрестностях 356 новых видов. На реализацию проекта благотворительный фонд Владимира Потанина выдаст грант на $21,5 тыс. Почти на такую же сумму – $20,7 тыс. – совладелец "Интерроса" проспонсирует организацию в Ижевске туристического маршрута по Сибирскому тракту. "Фишка" в том, что турист будет проходить часть пути в кандалах, а ночевать – на нарах.

Не ваше все. Проблема в том, что делать пожертвования в России невыгодно. "До 2002 года компания, перечисляющая деньги на благотворительные цели, могла уменьшить на аналогичную сумму свою базу по налогу на прибыль, – рассказывает директор юридического отдела российского филиала британского фонда CAF Анастасия Акрамовская. – Но затем возможность предоставления налоговых льгот оставили на усмотрение субъектов Федерации, причем размер вычета ограничили 4% от размера прибыли". Своим правом поощрить благотворительность на сегодняшний день воспользовались только 3 из 88 субъектов – Самарская, Московская и Ленинградская области".

Другая проблема – несовершенство механизмов владения и пользования памятниками культуры. Очевидно, что мораторий на их приватизацию отменен в ближайшее время не будет. Тем не менее изворотливые русские умы находят выход. В старинном городе Торжок пару лет назад историко-культурные памятники были переданы в доверительное управление компании "Наследие". Она учреждена общественной организацией Национальный центр опеки наследия (НЦОН) и берет на себя восстановление и реставрацию исторических объектов для их коммерческого использования. Например, Путевой дворец, построенный в середине XVIII века, будет превращен в гостиницу. "Инвестиции составят $10 млн, – поясняет генеральный директор НЦОН Валентин Мантуров. – Государственная собственность находится под нашим управлением, власти города не вмешиваются в сам процесс".

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ: Поэтический туризм

На Западе раскрутка культурных "брэндов" давала как позитивные, так и негативные результаты.

Иоганн Гете выручил свою родину – Веймар – в 90-е годы, когда после падения социалистического режима в ГДР стали закрываться заводы. Тогда местные власти начали превращать имя поэта в брэнд. Вспомнили и о том, что именно в Веймаре скончался в психиатрической лечебнице Фридрих Ницше, жили Ференц Лист и поэт Фридрих Шиллер. Частным инвесторам и владельцам домов предоставляли субсидии для капитального ремонта памятников истории и архитектуры. Сейчас город ежегодно посещают около 3,5 млн туристов. Их обслуживание – это более 20% всех рабочих мест.

Но подобный подход может таить в себе и угрозы. Примером тому может служить английский Стратфорд, родина Уильяма Шекспира. Культурный туризм дает работу половине занятых горожан. Однако в город стали переезжать обеспеченные люди. Они совсем не заинтересованы в развитии туризма: им незачем торговать сувенирами с лотков. "Как следствие, Стратфорд уже 10 лет демонстрирует постепенный спад популярности своих музеев и города в целом", – отмечает эксперт Института урбанистики Василий Гнедовский.