• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Синдром "копейки" Профсоюзы ищут место в рыночном мире

Российская газета. 2007. № 172. 9 августа

По словам директора Института управления социальными процессами ВШЭ Татьяны Четверниной, 70 процентов россиян считают, что организации, защищающие права рабочего класса, очень нужны, но они должны резко отличаться от существующих. Людям все равно, кто будет отстаивать их интересы — официальные профсоюзы или новые, конкурирующие с ними, организации. Главное, чтобы они делали это эффективно.

ЧЕРЕЗ несколько лет Россию ждет увеличение числа акций протеста на предприятиях, и забастовка на АвтоВАЗе — лишь одна из первых ласточек. Такое мнение высказали участники "круглого стола" на тему "Профсоюзы в условиях рынка: сегодня и завтра".

По мнению научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, этот процесс вполне закономерен и объясняется несколькими причинами. Стабилизация экономики в России, а следовательно, и увеличение заработной платы происходит благодаря высоким мировым ценам на сырьевые ресурсы. При этом доля промышленного производства в ВВП падает. И если в течение ближайших 7—8 лет производительность труда в различных отраслях не увеличится в несколько раз, экономическая ситуация в стране изменится не в лучшую сторону. А это может повлечь изменение качества жизни людей и волну протеста.

Есть и еще один немаловажный фактор. По мнению экспертов, уже в ближайшее время ожидается усиление конкуренции между отечественными и зарубежными производителями. Особенно больно она ударит по автопрому. Собственно говоря, этот процесс уже начался, и забастовка на АвтоВАЗе говорит о том, что для предприятия настал "момент истины".

В первом полугодии доля продажи отечественных автомобилей на внутреннем рынке составила 34,7 процента, еще год назад было 45. Наибольшие потери понес АвтоВАЗ. При этом доля покупки россиянами новых авто зарубежного производства резко увеличилась.

В ближайшее время ожидается приход на рынок китайских машин стоимостью 3—4 тысячи долларов, которые могут окончательно вытеснить российские марки.

Выживет ли тот же АвтоВАЗ в столь жестких конкурентных условиях? Возможно, но для этого необходимо повышать производительность труда и качество продукции через привлечение новых инвестиций и внедрение инноваций. В этом же случае можно вести речь и об увеличении заработной платы. Но при этом неизбежно сократится и число работников. Кстати, в развитых странах на предприятиях с такой же производительностью труда, как на АвтоВАЗе, работает в 5—6 раз меньше человек. Но если сегодня на заводе произвести соответствующие сокращения, в Тольятти неизбежен социальный взрыв.

Что касается роли профсоюзов, то, по мнению участников "круглого стола", они должны адаптироваться к новым рыночным реалиям.

Сегодня многие компании создают социальные службы. Таким образом, "советские" функции профсоюзов уходят, их поле деятельности сужается, и они должны доказать, что нужны людям. А для этого надо меняться, иначе их место займут альтернативные организации.

Доказательством этому служат и последние исследования. По словам директора Института управления социальными процессами ВШЭ Татьяны Четверниной, 70 процентов россиян считают, что организации, защищающие права рабочего класса, очень нужны, но они должны резко отличаться от существующих. Людям все равно, кто будет отстаивать их интересы — официальные профсоюзы или новые, конкурирующие с ними, организации. Главное, чтобы они делали это эффективно.