• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Моногорода не пропадут поодиночке

Известия. 29 октября 2009

Научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин: "Расселять нужно так, чтобы люди не пострадали, не нарушились социальные связи".

Кабинет министров разрабатывает сейчас комплексное решение проблем моногородов, по которым кризис ударил больнее всего. По информации "Известий", вчера у вице-премьера Игоря Сечина состоялось совещание с владельцами трех предприятий городка Пикалево (Ленинградская область), где до сих пор, несмотря на личное вмешательство премьера Владимира Путина, ситуация неспокойная. В тот же день первый вице-премьер Игорь Шувалов решал проблемы АвтоВАЗа. Одновременно в Минэкономразвития готовят программу поддержки моногородов и их жителей. Причем министр экономического развития Эльвира Набиуллина не исключает даже, что правительству придется переселить жителей около двадцати из них. "Известия" выяснили подробности.Помогать нужно далеко не всем моногородам. Например, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) чувствуют себя неплохо, т.к. местные предприятия или исследовательские институты имеют федеральное подчинение, а значит - бюджетное финансирование. Хуже тем городам, где вся жизнь сконцентрирована вокруг какого-нибудь металлургического завода или автоконвейера. Из-за падения спроса на их продукцию владельцам приходится сокращать объемы производства, отправлять рабочих в вынужденные отпуска или вовсе увольнять. А другой работы нет. Вот такие города и будут спасать.Министр экономического развития Эльвира Набиуллина вчера раскрыла планы правительства в интервью британской газете The Financial Times. В такие моногорода планируется привлекать инвесторов, которые открывали бы новые производства. "Мы бы хотели, чтобы регионы могли сами создавать специальные экономические зоны, где инвесторам предоставлялись бы налоговые и таможенные преференции", - сообщила министр.Но спасти можно будет не всех. Некоторые градообразующие предприятия, возможно, будут закрыты совсем. "Пока у нас нет таких проектов. Но теоретически это возможно, если мы поймем, что там невозможно создать альтернативные рабочие места, а частные инвесторы не хотят туда вкладываться", - объяснила министр. В этом случае правительство будет создавать условия для переселения жителей, повышения мобильности рабочей силы. "Такие специальные программы могут потребоваться не более чем двадцати городам", - пояснила Набиуллина. Речь идет о таких городах, где производство упало на 15% и которые расположены на значительном удалении от крупных населенных пунктов. - С каждым моногородом нужно разбираться отдельно, - одобряет планы чиновников научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. - Смотреть, будет ли население обеспечено занятостью, есть ли перспективы. В тех случаях, когда нет возможности спасти город, нужно будет принимать решение о расселении. Как пример могу привести город Хальмер-Ю в Республике Коми. Там была одна угледобывающая шахта. Уголь закончился. Людей вывезли на юг.Другой вопрос - сколько на это потратят. Никаких цифр пока нет, говорит министр, все будет зависеть от многих факторов. Кроме того, реструктуризация таких городов - вопрос не одного года. - Конечно, делается это не сразу, для расселения нужны большие средства. К тому же расселять нужно так, чтобы люди не пострадали, - соглашается Ясин.Напомним, что проблема моногородов всплыла этим летом, когда жители Пикалева, измученные хронической невыплатой зарплаты, перекрыли федеральную трассу. Проблему пришлось решать на месте лично премьеру Владимиру Путину. После его приезда предприятия заработали, а их сотрудники получили зарплату. Теперь проблему решают комплексно: вчера ситуация в городе обсуждалась на закрытом совещании у Игоря Сечина.Сразу после этого случая начали работать над проблемой моногородов в целом, говорит Набиуллина. Всю работу по этой теме в правительстве курирует первый вице-премьер Игорь Шувалов. Вчера он занимался делами Тольятти - классического моногорода, живущего за счет АвтоВАЗа. Предприятию грозит масштабная реструктуризация. - Никому не будем предлагать ни уволиться, ни оформить пенсию, пока не будут предложены рабочие места, - заявил Шувалов.Надо ли их спасатьРуслан Гринберг, директор Института экономики РАН:Ситуация с моногородами сложилась из-за политики безбрежного либерализма, в результате которой они оказались брошенными на произвол судьбы. И если в крупных городах можно много всякой разной работы найти, то в моногороде по-другому. И спасать надо не моногорода, а людей в них. Как сказал Бердяев, Россия - страна, ушибленная пространством. С такой маленькой плотностью населения на квадратный километр неудивительно, что моногорода у нас появились. И теперь с ними нужно что-то решать. Там, где можно создать конкурентоспособное производство, нужно проводить структурную политику. Надо тратить бюджетные деньги на обустройство и на создание рабочих мест. А там, где производство без шансов, нужно переобучать людей или переселять. Важно, чтобы люди знали, что с ними завтра будет.Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества:Как вы себе представляете переселить целый город? Люди не могут вот так взять массово и уехать. В США аналогичный процесс расселения из промышленно убыточных городов продолжался 10 - 15 лет. К тому же тогда нужно облегчать законы о прописке, создавать условия для переезда. Например кредиты, которые помогут обустроиться на новом месте, и дотации работодателю за работников из другого региона, чтобы их было выгоднее нанимать, чем гастарбайтеров.Правильнее было бы обеспечить населению из моногородов высокое пособие по безработице. Например, платить первые 12 месяцев по 10 тысяч, затем половину от этой суммы и потом перестать платить. Надо четко дать понять людям, что правительство помогает первое время, но выкарабкиваться придется самостоятельно.Масштаб проблемы

Моногородами в России можно назвать, по данным Института региональной политики, 460 городов. В них проживает 25% населения и производится 40% ВВП. Существование моногородов полностью зависит от работы одного-двух предприятий. Некоторые из них процветают, как, например, Норильск, где "Норникель" успешно пережил кризис. Но есть моногорода, в которых жизнь парализуется, если градообразующее предприятие испытывает проблемы. В Минпромторге не так давно назвали четыре города, где проблемы особенно очевидны. Парфино в Новгородской области - там фанерный комбинат. Гаврилов-Ям в Ярославской области, где с грехом пополам работают льнокомбинат и машиностроительный завод. Нытва в Пермском крае (металлургический завод) и Белая Березка в Брянской области (деревообрабатывающий комбинат).