• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"ЭКОНОМИКА НЕМЕЕТ БЕЗ ЧЕСТИ И СОВЕСТИ"

Комсомольская правда. 28 февраля 2008

- так называлась беседа с Е. Ясиным, научным руководителем Высшей школы экономики, опубликованная в нашей газете. Это было 9 января, а отклики на нее продолжают идти. Уж очень животрепещущий вопрос был затронут моим собеседником: о разрухе сознания, о социальном цинизме и тотальном недоверии, царящем в нашем обществе, что явно мешает стране развиваться. Когда о чести, совести, о человеческом достоинстве и гуманности нам напоминают чистые гуманитарии, это нам кажется естественным, привычным. И часто, увы, скользит мимо многих ушей и сердец... А тут бьет тревогу о нравственности, зовет к реформам сознания погруженный в сложные, сугубо экономические проблемы известный ученый, - в первый же день после публикации мы получили около ста откликов по Интернету. И, конечно, все разные: кто во здравие, кто за упокой. Еще одно свидетельство сумятицы умов, которое и заставило взяться за перо. Сегодня мы печатаем часть этих откликов, наиболее, как представляется, типичных, и комментарии к ним Евгения Григорьевича Ясина.

Вот в такой диалектике и живем...

Брат:

Очень интересная и правдивая статья. Язвительные комментарии только подчеркивают, насколько глубоко цинизм въелся в мозги. Истоки этого цинизма и недоверия ко всему, кстати, во многом происходят еще из социализма, когда все сидели на партсобраниях и в то же время по вечерам слушали Би-би-си. Комсомольцы остались у власти до сих пор, так что по сути ничего не изменилось - изменилась только словесная мишура.

Епископ Мортан:

Рыночная экономика, основанная на доверии? Браво, такого анекдота мне еще не рассказывали. Вообще-то во все времена и во всех странах основным законом рынка был закон Боливара и того максимального количества седоков, которое он может унести.

Илья, Владивосток:

Настоящая рыночная экономика действительно основана на доверии. А доверие требует ответственности. Если доверять деньги, дело безответственным людям - можно все потерять.

Zarid (Вестник):

Если бы эту статью написал какой-нибудь священнослужитель или писатель-публицист, то никаких вопросов бы не возникало. Все можно было бы списать на некомпетентность и малообразованность автора. Но когда такое пишет один из ведущих экономистов... Неужели ему невдомек, что в нашем случае первичны не честь и совесть, а именно ЭКОНОМИКА.

Именно ее провалы и прорехи ИСКУШАЮТ ЛЮДЕЙ, заставляют ЗАБЫТЬ ПРО СВОИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕРЕД ДРУЗЬЯМИ И БЛИЗКИМИ, искать ЛЮБЫЕ ЛАЗЕЙКИ, чтобы выбиться из числа быдла и подняться на верхние этажи общества.

В. Соболев, кандидат экономических наук, Ярославль: Когда узнаешь из рассуждений ученого экономиста Е. Ясина о том, что "Сегодня важнее реформы сознания, чем экономические реформы", то не только убеждаешься в правоте К. Маркса про бытие, определяющее сознание, но и понимаешь, что бытие может и "переворачивать" сознание.

По К. Марксу все понятно. Если, например, жители провинциального города Данилова Ярославской области могут найти себе работу с достаточной зарплатой, потому что государство сумело оказать содействие в развитии производств или промыслов, да еще на этой основе создаются достойные социальные условия бытия, то можно, наверное, ожидать, что при таком бытии будет и соответствующее общественное сознание, а значит, и с доброжелательностью, и с благотворительностью, и даже с терпимостью друг к другу в Данилове станет лучше. Но если в том же Данилове не хватает рабочих мест, если зарплата такая, что дай бог "не протянуть ноги", то вряд ли им будет недоставать проповедей о гуманности, о высших человеческих ценностях.

Но как и кто поможет (позволит?!) народу усваивать эти великие и вечные человеческие ценности, чтобы стать богатым и счастливым? Для чего "...напоминать людям о том, что делать добро другим гораздо приятнее, чем на них зарабатывать"?

Иван:

Прав Ясин, черт возьми! Не может народ с психологией крепостного иметь нормальную экономику и соответственно жизнь. Еще со времен Золотой Орды целью деятельности любого начальства является глубокое удовлетворение начальства вышестоящего, а податное население хочет это начальство объегорить. Вот в такой диалектике и живем.

Епископ Мортан:

Патриотизм и национализм - это, по Ясину, разные вещи? Интересная точка зрения. Лично мне кажется, что "чистого" патриотизма, без национализма, быть не может; иначе будет трудно объяснить даже самому себе - какой же, собственно, нации ты патриот?

Николай:

Мысли очень верные, государство просто давит везде и во всем, где надо и где не надо, цинизм полнейший, как в моем случае - государство выдало лицензию на торговлю алкоголем за очень приличные деньги, а через некоторое время пришла налоговая и влепила огромный штраф, якобы площадь не соответствует, хотя лицензию никто не отзывал и не изменял.

Сейчас пытаюсь судиться, но надежды на судей мало.

Сергей:

Всем скептикам, брызгающим слюной и знанием основ экономики, скажу следующее: медленно, осторожно, но все-таки набирает силу убеждение, что бизнес может быть честным и прозрачным. Есть друзья, начинавшие с нуля (сам работаю с такими) и вышедшие на хороший уровень без травли конкурентов и хапужничества. Автору статьи и Евгению Ясину спасибо.

Гелла, Москва:

Прочла беседу с Ясиным. Вот ведь есть в России умные и порядочные люди. Что ж в Думе-то такое... м-м-м... заседает?

DK:

Блестящая статья! И критику надо по существу статьи писать.

Имеет ли патриотизм национальность?

Весьма разноплановые отклики.

Некоторые заслуживают того, чтобы на них ответить.

Я говорил о различении патриотизма и национализма.

Епископ Мортан - так назвался - пишет: "Патриотизм и национализм - это, по Ясину, разные вещи? Интересная точка зрения. Лично мне кажется, что "чистого" патриотизма без национализма быть не может; иначе трудно объяснить даже самому себе - какой же, собственно, нации ты патриот?"

То-то и оно, если вы патриот нации, то вы националист, этнический патриот. Патриа - между прочим, это Родина, а у нас в стране живут разные нации. И все они любят свою Родину и разделяют ценности всех живущих в ней людей. Поэтому я и различаю националистов и патриотов. Кроме того, патриотизм - чувство интимное, не требующее громогласных деклараций. Оно находит выражение в поступках: делай так, чтобы в твоей стране людям жить было лучше, а ходить с плакатами: "Я патриот! Долой непатриотов! Россия для русских!" - от этого больше патриотом не станешь, а националистом - определенно. От подобных плакатов и разговоров только рознь и ненависть сеется.

Россия перестала быть империей, это факт, с которым придется примириться, нравится это кому или не нравится. А можно и пользу извлечь: строить российское демократическое государство и гражданскую нацию. К ней принадлежат все, кто патриот своей Родины, кто воспринял и разделяет ценности великой русской культуры, которая всех нас объединяет.

Тот же "епископ" в другом месте восклицает: "Рыночная экономика, основанная на доверии? Браво, такого анекдота мне не рассказывали". Из последующего текста видно, что он воспринимает рыночную экономику как джунгли, в которых все воюют со всеми.

В том-то и дело, что рыночная экономика не может жить без правил, без ответственности тех, кто в ней участвует. А появляется ответственность за свои обязательства, появляется и доверие. Поэтому русские купцы и говорили: уговор дороже денег. И это как раз то, что нам нужно сегодня, чтобы сделать нашу экономику эффективной.

Из некоторых других откликов видно: так въелся в души людей марксизм, что до сих пор они от него не избавились. Zarid (Вестник) пишет: "Неужели ему (то есть мне. - Е. Я.) невдомек, что в нашем случае первичны не честь и совесть, а именно ЭКОНОМИКА".

Прямо заглавными буквами. Она, дескать, заставляет людей "искать любые лазейки, чтобы выбиться из числа быдла и подняться на верхние этажи общества".

Позвольте уверить вас, Zarid: я научен тезису, что бытие определяет сознание. Но все мы плохо научены простой мысли, что нужно быть человеком и нельзя ходить по трупам. Не провалы и прорехи экономики принуждают людей к дурным поступкам, а провалы и прорехи нравственности, которые удержали бы их от подлостей. Именно это нужно и нашей экономике, чтобы стать более эффективной.

Про приоритет бытия перед сознанием мне напомнил В. Соболев, кандидат экономических наук из Ярославля. Он пишет о том, что в городе Данилове люди живут плохо. Да, бедность не лучший спутник для ценностей, составляющих социальный капитал. Добавлю от себя: а где его взять, если так много бедности, а без него из бедности не вылезти. В. Соболев знает выход: государство должно оказывать содействие.

Это выход, не спорю. Если найти честных чиновников и предположить, что средства, которые они принесут, не будут отняты у других. Что-то не верится в реальность такого бытия. А вот в то, что честные, умные и энергичные люди, не почитающие единственной достойной целью любой ценой взобраться на верхние этажи общества, но находящие удовлетворение в труде и предприимчивости, могут поднять если не город, то завод, в это я верю. И знаю таких людей. И они поднимают у нас в стране завод за заводом, город за городом. До Данилова еще не добрались. Но рядом, в Мышкине, по слухам, они есть.

И последнее. Почему-то В. Соболев считает, что я обращаюсь к простым людям, а не к элите, где как раз и водятся бациллы социального цинизма.

Я, между прочим, в этом с ним согласен.

Но я обращаюсь ко всем читателям "Комсомолки". В том числе и к тем, кто не ходит на выборы или выдвигает в элиту тех, кто лишен чести и достоинства.

Или терпит в ней людей такого сорта, не пользуясь своим правом гражданина подвергать контролю их деятельность.

Такая получается экономика, вокруг которой, оказывается, есть много чего еще. За добрые слова всем спасибо.