• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты взялись за провинцию

Московский комсомолец. 5 марта 2014

Эксперты ВШЭ провели в Красноярске презентацию «Стратегии XXI».

В Красноярске состоялась премьерная презентация «Стратегии XXI». Это полуторалетний труд 200 отечественных экспертов, ученых, политиков, философов и специалистов разного профиля. Он создан под эгидой Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) — одного из самых влиятельных сегодня общественных объединений. Стратегия представляет собой комплексную программу развития России, состоящую из десяти докладов, объединенных общей идеей  поворот к человеку. За маневрами экспертов следили на совместном заседании члены Фонда стратегических исследований «Сибирского клуба».

Прирастать регионами

«Мы ничего не сделаем, пока не развернем свою стратегию к развитию человека, физическому, моральному, образовательному. В новом мире идет борьба технологий и идей — а мы двадцать с лишним лет человеком не занимались», — заявил научный руководитель проекта, почетный председатель президиума СВОП, декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Караганов. Он отметил, что представление доклада в Красноярске — сознательный шаг: «Мы решили, что будет правильным представлять эту стратегию не в Москве: в столице слишком много людей, слишком много новостей, а главное  сегодня Первопрестольная несколько «переросла» саму себя. Презентацию после Красноярска будем делать в Новосибирске, Барнауле, Екатеринбурге, Томске, Саратове». В сущности, тезисы докладов вполне укладываются в «провинциальный чёс» интеллектуалов: так, в рамках раздела «Россия: подъем регионов», эксперты предлагают довольно радикальную децентрализацию и отказ от проекта «Большая Москва».

«Сейчас у нас максимальная централизация, какая только была за всю историю России,  утверждает презентовавший доклад профессор НИУ ВШЭ Владимир Рыжков. – Недавно мэр Сергей Собянин озвучил цифру: население Москвы  15 миллионов человек. Это более 10 процентов населения страны. И вместо того чтобы остановить безумие, власти присоединяют к Москве кусок за куском».

Другие подсчеты тоже весьма показательны. 60 процентов финансовых ресурсов страны находится в Москве. Подобная централизация наблюдается и на региональном уровне  порядка 80 процентов консолидированного бюджета сосредоточено в столице субъекта Федерации. В итоге до нижнего уровня, где находится 25 тысяч российских поселений, доходит лишь по 2,15 процента от бюджетного пирога. Сказывается централизация и на человеческом ресурсе. Например, 53 процента ученых России работают в Москве и Петербурге, там же сконцентрировано 60 процентов россиян с учеными степенями.

Валовый региональный продукт (ВРП) Москвы больше ВРП всего Зауралья. При том, что Сибирь и Дальний восток обеспечивают 70-80 процентов экспорта и больше половины федерального бюджета. А качество жизни в этих территориях, отмечает Рыжков, ниже, чем в среднем по России.

Чтобы уйти от модели «Москвы-головастика», эксперты предлагают новую пространственную структуру страны, с тремя типами точек роста.

Во-первых, так называемые новые столицы России  25 наиболее крупных и развитых городов (в их число эксперты включили и Красноярск), как правило, являющихся естественными центрами макрорегионов. Их приоритетные задачи  формирование и использование на практике интеллектуального потенциала (включая высокотехнологичные и наукоемкие производства) и уже имеющейся квалифицированной рабочей силы. Обязательная интеграция в глобальный мир без московского посредничества, но с соблюдением федеральных норм и законов. Стратегической перспективой «новых столиц» является их превращение в финансовые и организационные центры мирового масштаба.

Во-вторых, чтобы не повторилась история с централизацией на уровне региона, предлагается создать «100 опорных центров». К ним могут относиться все оставшиеся региональные столицы (не попавшие в число «25 новых столиц») и большая часть городов с населением не менее 100 тысяч человек.

В-третьих, нужны 10 инноградов  компактных интеллектуальных центров в различных частях страны. Вместо ставки на новые московские иннограды типа Сколково  использовать существующие наукограды и ЗАТО, относящиеся к системе атомной промышленности. Очевидно, к ним можно отнести и Железногорск.

Налоги вспять

Но все эти преобразования не будут иметь смысла без перераспределения налогового потенциала. Авторы стратегии предлагают спустить на уровень регионов весь налог на прибыль и акцизные отчисления. Кроме того, распределить между субъектами треть федерального НДС. Это позволит увеличить бюджеты в среднем на 15 процентов. «В бюджете федерального уровня финансовая ситуация выглядит благополучной, потому что долги делегированы вниз,  отмечает Рыжков.  А в регионах совокупный долг составляет уже 2,5 триллиона рублей и продолжает быстро расти».

Как ни странно, члены «Сибирского клуба» отнеслись к налоговой составляющей вопроса без лишнего оптимизма. «Избыточно много внимания уделяется в докладе фискальной теме, — считает председатель Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Михаил Васильев. — В споре с федеральным центром, с царем  как можно торговаться по поводу того, много он налогов себе оставляет или мало? Я бы на его месте может еще больше бы оставлял. Вопрос в другом  кто и как будет распоряжаться ресурсами на месте. Ведь не бюджетная эффективность должна быть оценкой эффективности стратегии. Деньги не могут быть целью». Рыжков ответил в том смысле, что столько внимания уделено проблеме от того, что она «кричащая».

Мэр Красноярска Эдхам Акбулатов заострил проблему неравномерности развития территорий. «Оцениваете ли баланс передачи налоговой прибыли с необходимостью концентрации ресурсов в центре для решения задач централизованным порядком? Территории инфраструктурно неравноценны, и очевидно, что регионы Сибири и Дальнего Востока не смогут конкурировать за инвестиции с регионами более густонаселенными»,  сказал глава будущей «новой столицы». Докладчик согласился, что децентрализация диспропорцию может даже усилить, но она даст эффект от точек роста. И поспешил успокоить  Красноярский край и Красноярск от этого, несомненно, выиграют. «В этом и будет мастерство центра: потеряв 10 процентов денег, не запустить слабые регионы. И отказываться из-за рисков не нужно, потому что сильные регионы стимулируют всю страну»,  отметил он.

Вопрос Акбулатова породил дискуссию о горизонтальных связях. Участники заседания вспомнили про институт 90-х годов  межрегиональные ассоциации, где ассоциация «Сибирское соглашение» была самой сильной, координируя и выполняя инфраструктурные проекты. Однако этот институт утрачен. «Жизнь из ассоциаций ушла, потому что она только там, где проецируется изнутри»,  констатировал спикер Законодательного собрания Александр Усс.