• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Перетекание неполной занятости

Солидарность. 11 ноября 2009

С начала этого года правительство России реализует ряд программ по борьбе с безработицей: обучение, переезд в другую местность, содействие открытиюмалого предприятия, общественные и временные работы. Подобные мерыприменятся по всему миру. Но некоторые экономисты считают, что основное ихдостоинство не в регулировании рынка труда, а в поддержании доходовнаселения.

С начала этого года правительство России реализует ряд программ по борьбе с безработицей: обучение, переезд в другую местность, содействие открытию малого предприятия, общественные и временные работы. Подобные меры применятся по всему миру. Но некоторые экономисты считают, что основное их достоинство не в регулировании рынка труда, а в поддержании доходов населения. Об этом шла речь на мероприятии, организованном Рострудом и Всемирным банком.

2 ноября на семинаре "Противодействие кризису занятости: международный контекст и реакция России" эксперты со всего мира пытались разобраться, какие меры по борьбе с безработицей сейчас эффективнее всего. С начала кризиса прошел год, и уже можно судить о темпах спада рынков и о том, какие шаги правительств оказались полезными, а какие не принесли плодов.

РАЗНООБРАЗИЕ МЕР

Эско Хентшел, руководитель сектора экономики развития людских ресурсов Всемирного банка, считает, что сильнее всех оказались затронуты кризисом Европа и Центральная Азия. Наиболее высокий уровень безработицы в Эстонии. При этом в Таджикистане, Черногории, Киргизии, Беларуси, Азербайджане и ряде других стран напротив, отмечается даже увеличение занятости. С 1 января 2008 по 1 января 2009 сильнее всего занятость упала в Латвии, Эстонии, Молдове. Выросла - в Македонии (правда стоит принять в расчет, что в 2008 году в Македонии регистрировался самый высокий уровень безработицы - 34%). При этом во всех странах осознают, что чем более длительный и структурный характер носит кризис, тем выше издержки мер по защите или созданию рабочих мест. Можно, конечно, вообще отказаться от поддержки рынка труда, но удастся ли при этом поддержать доходы самых уязвимых категорий населения? Должны ли быть меры защиты населения долговременными? Краткосрочных мер может оказаться недостаточно, чтобы защитить работников и их семьи. В целом антикризисные меры в сфере занятости можно разделить на пассивные (выплата пособий безработным) и активные (программы занятости). По антикризисным мерам в сфере занятости в 18 странах Европы и Центральной Азии сейчас наблюдается следующая картина:

- 36% (16 стран) занимаются повышением возможностей устроиться на работу;

- 30% (13 стран) - созданием новых рабочих мест;-19% (10 стран) - поддержкой доходов безработных;

- 5% (8 стран) - защитой рабочих мест.При этом у каждой страны в отношении активных мер занятости свои приоритеты.

К примеру, в Эстонии в 2008 году 71% средств, выделенных на реализацию программ активной занятости, был направлен на обучение, в Хорватии - 75% - на стимулирование занятости, в Болгарии 71% - на прямые программы создания рабочих мест, а в Македонии 72% - на стимулирование организации собственного бизнеса. В целом же по количеству участников популярнее всего оказались программа консультирования по вопросам профессиональной подготовки и профориентации, а также программы содействия в поиске работы, обучения и общественные работы.

РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

Россия использует практически все мировые антикризисные программы (кроме субсидирования рабочего времени, показавшего сомнительную эффективность). В целом же наиболее важными из них стали обучение, переезд в другую местность,содействие открытию малого предприятия, общественные и временные работы. По словам Анатолия Вовченко, заместителя руководителя Роструда, наиболее дешевой и эффективной для нашей страны оказалась программа общественных, временных работ и стажировки выпускников. С января по сентябрь в ней приняли участие 1,6 млн человек, причем в среднем каждый из них обошелся государству всего в 5,5 тыс. рублей. Временной лимит программы - три месяца. Но в среднем участники были заняты на общественных работах чуть больше месяца. Наибольшее количество договоров заключается на общественные работы - 75%. Во временных работах участвовали 22%, в стажировке - 3%. Однако, по мнению Вовченко, скорее всего сейчас именно программа стажировки выпускников будет наиболее востребована на предприятиях, функционирующих в режиме сокращенной рабочей недели или с временными простоями. В рамках этой подпрограммы работодателям, принявшим на работу выпускников высших и средних специальных учреждений, государство компенсирует их зарплату в рамках минимального размера оплаты труда. Уже в августе 23,3 тыс. выпускников устроились на рабочие места по этой программе. В целом же на подпрограмму организации общественных, временных работ и стажировки планируется направить 22,8 млрд рублей. В подпрограмме опережающего профессионального обучения, направленной на повышение конкурентоспособности работников, за 2009 год приняли участие 81 тыс. человек. 71% из них обучались без отрыва от производства. Свыше 97% вернулись потом на свои предприятия. Средний период участия - три месяца. На финансирование программы направили 0,6 млрд рублей (в среднем по 6,3 тыс. рублей на каждого участника). В подпрограмме содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости (в случае, если вы организуете свое дело, служба занятости дает вам субсидию в 58 тыс. рублей, то есть максимальное пособие за 12месяцев) приняли участие уже почти 40 тыс. человек. Каждый пятый из новых предпринимателей создал фермерское хозяйство. Наибольшее распространение самозанятость получила в Ингушетии, Дагестане, Тыве и Ростовской области. А вот подпрограмма переезда в другую местность не получила должного развития. В свою программу его включили только 37 регионов. При этом фактически переехали лишь 6,5 тыс. человек. По мнению Вовченко, в этом виноваты сами регионы, придумывающие себе несуществующие ограничения: "В рамках этой программы вполне можно было финансировать ежедневный проезд до новой работы. Но чиновники сами налагают на себя ограничения, чтобы "не попасть под проверку". Успех антикризисных мер во многом зависит от того, сумеют ли регионы проявить гибкость и отойти от шаблонов". Особый акцент при реализации программ делали не на уже потерявших работу - таких среди принявших в них участие было 335 тыс. человек, а на находящихся под угрозой увольнения (1,1 млн). Правительство стремилось таким образом сохранить рабочие места. Однако в ряде регионов службы занятости решили пойти легким путем и работать исключительно с безработными.

ОПЫТ РАЗВИТЫХ СТРАН

Стефано Скарпетта, начальник отдела по анализу и политике занятости управления занятости, труда и социальных вопросов ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития - международная экономическая организация развитых стран, в которую на данный момент входит 30 государств, приносящих около 60% мирового ВВП), считает, что финансовый кризис быстро превратился в странах ОЭСР в кризис рабочих мест. Уровень безработицы вырос с минимального (5,6%) до 8,6% - самого высокого за послевоенную эпоху. Фактически это означает, что в странах ОЭСР прибавилось 15,6 млн безработных. Сейчас темпы роста безработицы замедлились, однако к концу 2010 года прогнозируется рост до 10%. Причем уже видно, что быстрого "восстановления" уровня занятости не будет - темпы создания рабочих мест отстают от темпов роста производства на ранних стадиях восстановления. На основе данных о занятости в Финляндии, Великобритании и США Скарпетта доказал, что выход из периода рецессии всегда продолжительнее по времени,чем вход в него, и иногда занимает десятилетия. Значительнее всего среди стран ОЭСР безработица выросла в Словакии, Турции, Испании и Польше. Наиболее уязвимые группы - молодежь, иммигранты, временно и частично занятые. "То есть фактически, - говорит Скарпетта, - от сокращения спроса на труд страдают и без того обездоленные люди". Совсем не бороться с безработицей нельзя, иначе социальные затраты превысят потери доходов безработных. Но все предпочитают бороться по-своему. В среднем страны тратят на это по 1,3% ВВП (от 0,4% в США до 2,8% в Дании). При этом по 0,8% тратится на пассивные программы, и по 0,6% - на активные. То есть расходы на пособия по безработице превышают затраты на активные программы занятости. Канада, Япония, Финляндия, Португалия и США продлили сроки получения пособия по безработице. Франция, Япония, Финляндия и США расширили права безработных на получение помощи. Крупные бюджетные программы, нацеленные на поощрение активного спроса на рабочую силу, помогли сохранить рабочие места в 19 странах ОЭСР. Большинство из них пошли путем снижения отчислений в социальные фонды и создания краткосрочных программ. По мнению итальянского эксперта, сейчас нужно учитывать специфику "вялого" рынка труда. То есть переходить от установки "работа прежде всего" к принципу "сначала обучаем" и программам приобретения трудового опыта. Предлагать ищущим работу приобрести "новые умения для новой работы" на период возрождения экономического роста. Особенное внимание, по мнению итальянского эксперта, следует уделять занятости молодежи. Ведь она в два раза чувствительнее реагирует на циклические колебания, чем занятость населения в зрелом возрасте. Уже сейчас уровень безработицы среди этой группы в США выше среднего на четверть, в Испании - на треть. Это чревато тем, что молодежь, не получив опыта работы, так и останется "за бортом" рынка труда. Появится "потерянное поколение", которому в дальнейшем потребуется значительная социальная поддержка. Поэтому уже сейчас следует удвоить меры, призванные не допустить выхода неквалифицированной молодежи на рынок труда. К примеру, организовать "школы второго шанса" и субсидировать ученические места для профессионально необученной молодежи.

У НАС ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ

- Мировой опыт не применим к России, - считает эксперт Высшей школы экономики Ростислав Капелюшников. - Если вы вспомните прошлый год и прогнозы, которые давались на это время, вы обнаружите, что реальный спад оказался в два раза глубже (11% вместо прогнозируемых 5%). А рост безработицы в два раза ниже (7,5% вместо 15%). Почему эксперты оказались неправы? Они опирались на опыт других стран. А в России традиционно в трудные времена проблемы решаются вовсе не массовыми увольнениями. Это дорогостоящий способ, приходится выплачивать несколько зарплат. Сокращают не людей, а рабочее время. В некоторые месяцы в обрабатывающей промышленности в режиме сокращенного рабочего дня и неполной рабочей недели работало до 25% предприятий. И многие страны, например Германия, стали "импортировать" данную модель. Она позволяет сохранить рабочий коллектив до лучших времен. Сейчас у нашей экономики огромный "навес" неполной занятости. Ключевой вопрос в том, во что он трансформируется после. В 1998 году он плавно перешел в работу в нормальном режиме. Что же касается выше перечисленных мер по борьбе с безработицей, то эксперт считает их малоэффективными: "Они оказали положительный эффект в качестве материальной поддержки населения. О каком-то серьезном влиянии на рынок труда говорить не приходится. Если средние сроки участия в каждой программе месяц-два... то скорее всего серьезный положительный эффект от программ испытали лишь полпроцента экономически активного населения".