• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"У нас очень большой разброс цен на сигареты, надо сокращать вилку"

Slon.ru. 11 декабря 2009

Выступление старшего научного сотрудника ГУ-ВШЭ Людмилы Засимовой на конференции "О мерах по гармонизации акцизной политики на табак в странах СНГ".

Есть разные типы сигарет, и на эластичность может быть разная. Оценка эластичности везде разная. По России оценки только две, и они тоже разные. На кого акциз на табак влияет сильнее - я бы подчеркнула, что на молодежь. Потому что у них привычка не такая большая, и они не имеют стабильный доход.

Женщины, и в том числе беременные - они более привязаны к дорогим сигаретам. И если сигареты дорожают, то они не будут переходить на более дешевые папиросы. Им проще отказаться вообще.

Факторы, которые влияют на то, сколько выкурят сигарет: рост происходит в основном за счет роста курения женщин. Дело в том, что вы опрашивали домохозяйства, не исследовали военные части, тюрьмы. Дети не признаются, при родителях, сколько они курят. Поэтому показатели заниженные. В среднем по России женщины курят полпачки, мужчины - 2 пачки.

В 1998 году есть некий провал, когда сигареты без фильтра стали более популярны. Возможно, что-то подобное произошло и в 2008 году. Динамические модели спроса бывают двух видов. Курение в текущий период зависит от того, насколько доступны сигареты были в предыдущий период. Но есть и рациональные курильщики, которые предвидят цены на сигареты в будущем, и они снижают свое потребление заранее. Поэтому для развитых стран более свойствен рациональный подход, для развивающихся - близорукое потребление.

Факт начала раннего курения: чем раньше начали курить, тем больше они выкуривают. Образование, наличие детей по-разному работает для мужчин и женщин, иногда в одну сторону. Место проживания больше работает у женщин: дамочки, которые проживают в Москве и Питере, курили на 19% больше, чем те, что жили в сельской местности.

Ценовая эластичность спроса: когда мы брали реальные цены, то получалось, что цены - этот фактор незначителен. Тогда мы привязали цены к доходу индивида, тогда показатели оказались значимы. Но в целом значения все равно низкие.

По всей выборке мужчин эластичность получается от 0,07 до 0,014. Мы отдельно оценили низкоценовой сегмент. Оказалось, что для них тоже все зависимости сохраняются, но для них эластичность выше, так как им некуда перемещаться при повышении цен, и им приходится отказываться. Средний стаж курения у нас был 18 лет, для них эластичность маленькая.

Что касается того, как строить политику в отношении цен, если мы будем повышать цены с поправкой на инфляцию, во сколько раз - надо просчитывать. У нас очень большой разброс цен. Это дает возможность замены, надо как-то сокращать вилку. Надо вести политику, предупреждать, как будет меняться и ужесточаться политика, чтобы люди принимали решение уже сегодня.