• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нищие духом

РБК Журнал. 1 февраля 2010

"Интенсивное общение, при котором от индивида к индивиду передается эмоционально заряженная информация, - это исходное состояние психики человека, к которому он бессознательно желает вернуться", - рассказывает доцент кафедры общего и стратегического менеджмента ГУ-ВШЭ Евгений Волков.

Сможет ли современный мир выработать нерелигиозные трансовые традиции?

Транс - одна из величайших эмоциональных потребностей человеческой психики. В европейской цивилизации на протяжении столетий ее удовлетворению служили религиозные обряды. В век секуляризации выяснилось, что замену изруганному атеистами "опиуму для народа" найти не так-то просто: неудовлетворенный спрос заставляет человека искать коллективного экстаза на стадионе или в деструктивной секте. Более здравомыслящие люди овладевают секретами восточных трансовых практик. Однако и тут есть подводные камни: те, кто ищет в йоге или ушу откровения, жестоко обманутся в ожиданиях, ведь это лишь способ прийти к цели, но не самоцель.

Часть целого

Какие только определения не давали слову "транс" ученые мужи разных эпох. Его называли и ненормальным состоянием, и расстройством сознания. В переводе с французского transir означает "оцепенеть", поскольку одной из характерных черт транса является временная отрешенность от окружающего мира. Между тем это состояние нельзя считать чем-то ненормальным: напротив, потребность в нем свойственна человеческой природе. Отечественный психолог Борис Поршнев предполагал, что в основе транса лежит механизм суггестии (внушения). По его мнению, наш мозг обрел свои способности в результате взаимовлияния особей прачеловеческого стада друг на друга, поэтому важной функцией речи стала как раз суггестия, позволяющая одной особи управлять поведением другой. "Интенсивное общение, при котором от индивида к индивиду передается эмоционально заряженная информация, - это исходное состояние психики человека, к которому он бессознательно желает вернуться", - рассказывает доцент кафедры общего и стратегического менеджмента ГУ-ВШЭ Евгений Волков.

На важность измененных состояний сознания обратили внимание еще немецкие философы классической школы. Позже Фридрих Ницше выделил в человеческой культуре два начала: аполлоновское и дионисийское. Для первого характерно стремление к совершенству и гармонии форм.

Для второго - экстатические состояния, оргиастические переживания, часто направленные против общепринятых норм поведения. На аполлоновском начале построена так называемая высокая культура - литература, театр, на дионисийском - культура народная: песни и пляски на миру, сельские праздники, цирк и т.д. В истории человечества эти два типа сосуществовали и даже обменивались идеями, но не смешивались.

"Народная культура во все времена отличалась невзыскательностью содержания: для нее главное - не сюжет, а чувство единения людей в своей общине, - отмечает в интервью журналу "РБК" психолог Олег Тищенко. - Именно здесь и сокрыта сущность транса: ощущая себя частью целого, человек обретает свое место в мире". В почти неизменном виде эта составляющая народной культуры благополучно дожила до наших дней: двигаясь в такт с толпой на рок-концерте или спортивном матче, люди чувствуют свою вовлеченность в коллектив. Сам концерт или состязание между командами мгновенно уходят на второй план - они лишь повод испытать чувство единения с окружающими.

"Многим осознание своего места в мире не доставляет особого счастья, - продолжает Олег Тищенко, - и транс, который достигается ими на подобных коллективных мероприятиях, дает им ощущение наполненности бытия". Футбольные болельщики могут быть плюгавыми неудачниками, но, собираясь вместе на стадионе, они чувствуют себя несокрушимой громадой. "Граждане какой-нибудь разнесчастной Северной Кореи на военном параде испытывают такой порыв патриотизма, что им вдруг начинает казаться, что они впереди планеты всей. Человеку, как животному социальному, периодически необходимы такие ощущения", - поясняет психолог.

 Без Бога

Однако если рассмотренные выше способы удовлетворения естественной эмоциональной потребности человека перекочевали в XXI век практически без изменений, то другой важный источник трансовых практик - религия - почти иссяк. На Западе, как и в России, именно церковные обряды на протяжении столетий утоляли эту жажду. "Транс очень притягателен для человека, потому что в таком состоянии он получает доступ к резервам психики, заключенным в бессознательном, - рассказывает руководитель Центра психоаналитических исследований Борис Егоров. - Он освобождается от непосильной ноши сознания и ответственности, получая ощущение выхода за пределы личности и воссоединения с чем-то большим, чем он сам, - в любой религии есть некто Единый, Вседержитель, Отец". По словам г-на Егорова, если раньше людей с неустойчивой психикой поиски транса приводили к пылкой религиозности на грани фанатизма, то теперь они оборачиваются жаждой "расширения сознания".

О возрождении православия в России в последние два десятилетия говорится немало. Однако результаты процесса часто оказываются по сути своей формальными. Так, согласно исследованию Левада-Центра, 69% опрошенных россиян, считающих себя православными, не ходят на службы, не причащаются 83%. Причем из тех, кто посещает службы, всего 19% респондентов делают это несколько раз в год, а остальные - лишь по случаю.

 В европейских странах, где никакой целенаправленной борьбы с религией, как в СССР, не велось, цифры похожи: регулярно в церковь ходят только 18% христиан. И даже в США, где присутствие президента на службах до сих пор считается хорошим тоном, секуляризация идет вовсю: скажем, с 1990 по 2008 год число атеистов выросло на 10%.

 "Там, где нет Бога, появляются суррогаты, - утверждает президент российской Профессиональной психотерапевтической лиги Виктор Макаров. - Духовные поиски свойственны человеку, а упорядоченная религиозная жизнь с коллективными обрядами (например, многочасовыми богослужениями в разгар Великого поста), которой было охвачено большинство населения, канула в прошлое". В век обмирщения сознания возникла ситуация, когда существующий спрос нечем удовлетворить. Замену человек зачастую ищет в алкоголе и наркотиках.

Это особенно хорошо прослеживается в странах с протестантской традицией, где в начале XX века алкоголизм был болезнью деклассированных элементов, а после "секулярной революции", произошедшей в 1950-1960-е, пустил глубокие корни в среде офисных служащих. Согласно данным статистики, опубликованным в 1972 году Национальным институтом США по изучению проблем алкогольной зависимости и алкоголизма, в Соединенных Штатах 9 млн человек, проходящих лечение от этого недуга, плюс 95 млн злоупотребляющих спиртным.

 Религиозный вакуум оборачивается и периодическими эпидемиями деструктивных культов.

По подсчетам РИА "Новости", в России действует 300-500 различных сект, а число их адептов достигает 1 млн. Трансовые практики - один из наиболее эффективных крючков, на который ловят "проповедники" свою паству: уже упомянутое чувство единения с коллективом, которое они дают, связывает вовлеченных в секту незримыми путами, заставляя ощущать зависимость как от единоверцев, так и от тех, кто руководит обрядами.

Наблюдая эту тенденцию, поневоле задумается и самый рьяный атеист: а стоило ли бороться с господствующей церковью, если образовавшаяся на ее месте пустота мгновенно восполняется сотнями тоталитарных сект? Не йоги горшки обжигают "Нельзя вылечить человека от стремления к трансу, но можно повышать уровень самой трансовой культуры, - уверен тренер Института групповой и семейной психологии и психотерапии Марк Сандомирский. - Вместо того чтобы уходить в секту или класть себя на алтарь поклонения вымышленным ценностям, люди вполне могут научиться переживать транс культурным образом". По его мнению, беда современного российского общества в том, что оно перенимает опыт Запада, где культуры транса также не существует. "А вот на Востоке она прошла многовековую проверку", - подчеркивает г-н Сандомирский. Японец, прогуливающийся в саду камней или неспешно выводящий иероглифы тушью, китаец, изгоняющий дурную энергию при помощи дыхательной гимнастики, или индиец, сидящий в позе лотоса, - все они преследуют одну и ту же цель: гармонизировать собственный эмоциональный фон.

Показательно, что первая волна популярности йоги и восточных боевых искусств в нашей стране прокатилась в 1970-1980-е: разуверившиеся в советской идеологии люди нуждались в мировоззрении, которое указало бы верный путь. Нынешнее время очень напоминает ту эпоху: многие россияне дезориентированы и ищут источник, откуда можно почерпнуть силу и уверенность в себе. "В трансе человек может сделать то, на что в обычном состоянии он не способен, - говорит Борис Егоров. - Прекрасный пример - боевые трансы викингов-берсерков или адреналиновые шоки тех, кто воевал в горячих точках. Это действует сильнее, чем наркотики, и люди жаждут испытать боевой транс еще и еще. Таких аффектотимиков - примерно треть человечества".

Конечно, транс годится не только для того, чтобы горшки бить. "Так как это состояние на грани сознательного и бессознательного, оно позволяет получить так называемое непосредственное знание, интуитивное понимание сути вещей и процессов", - продолжает руководитель Центра психоаналитических исследований. Конкретные способы, которыми оно достигается, могут быть самыми разными - от самогипноза до метода активного воображения по Карлу Юнгу, а уж восточных практик и вовсе не счесть. Одной из наиболее эффективных считается медитация. "Это состояние, когда мы просто позволяем нашим мыслям существовать, но не привязываемся к ним", - пояснил журналу "РБК" президент Московской федерации йоги Сергей Литау. Медитацию можно назвать своеобразной закалкой психики: мастер, достигший определенного уровня, способен по своему желанию при помощи этой практики моделировать любое состояние - от полного спокойствия до чрезвычайной активности, отмечает он.

Но, рассказывая о фантастических возможностях трансового состояния, эксперты предупреждают: само по себе оно не решает жизненных проблем.

Примечательно, что при активном заимствовании восточных медитативных практик российские мастера йоги, цигуна и ушу намеренно отбрасывают в сторону их философскую подоплеку. "Йога для индуса совсем не то, что для русского человека, - уточняет преподаватель восточных медитативных практик Екатерина Мальченко. - Для первого это способ смириться с предопределенностью, проистекающей от дхармы, и неизбежностью дальнейших перерождений". Для нас - просто практика, позволяющая сохранить здоровье и иначе взглянуть на житейскую ситуацию. "В состоянии транса можно получить ответы на труднейшие жизненные вопросы. А можно и окончательно запутаться, - резюмирует Борис Егоров. - Потому что транс - это только метод, а не путь".

На смену религиозному трансу сегодня приходят массовые мероприятия и восточные медитативные практики

***

 КРЕПКАЯ ШКУРА, острые зубы

БОЕВОЙ ТРАНС - искусство, практикуемое с древнейших времен. Скандинавские берсерки входили в это состояние, выпив отвар мухомора: бешенство и нечувствительность к боли, которые вызывал чудесный напиток, позволяли им сражаться без кольчуги (berserkr переводится как "голая шкура"), и они в одиночку побеждали целые отряды. В крестовых походах участвовали специальные подразделения босяков-тафуров, способных впадать в неистовство и со скверным оружием идти против тяжеловооруженных всадников, валя их с коней и буквально загрызая. Впрочем, в современных единоборствах необходимое состояние души вызывается не отваром мухомора, а с помощью ритмичных, воздействующих на мозг и телодвижений.

***

Трансовые практики - эффективный крючок, на который ловят свою паству создатели деструктивных культов и сект

***

О МЕРТВОМ ПИЛОТЕ замолвите слово

Восточные учения о трансе исходят из положения, что человек, достигший нужного эмоционального состояния, способен победить даже смерть. Так, в годы Второй мировой войны по японскому радио с воодушевлением рассказывали о героическом поступке, совершенном одним из пилотов ВВС. Он погиб во время боя в небе, но вопреки этому трагическому обстоятельству не только посадил горящий самолет, но и вышел из него, сосчитал уцелевших товарищей, подал рапорт - и лишь потом упал замертво. Врачи, вскрывшие его тело сразу после этих событий, выяснили, что пилот был мертв уже два часа. Примечательно, что у европейца такая история ничего, кроме улыбки, не вызовет, но японские слушатели свято верили в ее истинность: если великим подвижникам-бодхисатвам удается после смерти сохранять свое тело нетленным в течение веков, то что особенного в том, что какой-то пилот сумел продержаться два часа?