• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

За активный креатив

ПОИСК. Еженедельная газета научного сообщества. 21 мая 2010

Каков творческий потенциал нации и как его раскрыть? Этот вопрос обсуждался на пленарном заседании Общественной палаты Российской Федерации (ОП), которое вели председатель Комиссии ОП по развитию образования, ректор Государственного университета - Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов и председатель Комиссии ОП по сохранению и развитию отечественной культуры, директор ООО “Выставочное объединение “Центральный Дом художника” Василий Бычков.

По мнению народной артистки России и художественного руководителя Московского театра клоунады Терезы Дуровой, “выявление талантов - это, прежде всего, время и терпение людей, которые с этим соприкасаются”. Она предложила “сделать общение с детьми престижным для больших профессионалов”. Я.Кузьминов ее поддержал: “Необходимо менять стереотип средней школы о том, что талантливых людей мало. Надо менять фигуру учителя, привлекать в школу талантливых людей, и на это должна быть направлена государственная политика. Не на изменение программ и наполнение их предметами, а на изменение фигуры учителя”.

На заседании был представлен проект Федеральной целевой программы поддержки и развития творческого потенциала нации, призванной по-новому выстраивать систему выявления и воспитания талантов в общеобразовательных школах. Она состоит из трех подпрограмм. Первая - “Сто школ” - нацелена на поддержку сети школ при федеральных университетах, создание различных программ дополнительного образования, программ ускоренного обучения. Вторая - “Сеть” - поддержит создание многопрофильных электронных гимназий, где талантливые ученики смогут встречаться с учителем и другими учениками, а учителя - друг с другом для обмена положительным опытом. Третья подпрограмма - “От одаренного ребенка к творческой реализации профессионала в обществе” - предполагает развитие профориентации, поддержку креативных студенческих проектов, создание старт-апов в науке и творчестве.

По российским оценкам, талантливых детей только 7%. Даст ли вложение в 7% больший результат, чем в оставшиеся 93%? Главный редактор журнала “Директор школы”, завкафедрой управления образованием Академии повышения квалификации работников образования, профессор Константин Ушаков, задавший этот вопрос, высказал опасение, что поддержка меньшинства будет способствовать созданию замкнутой элитной касты и только увеличит социальную разобщенность в стране.

“Совершенно очевидно, что потенциально талантливых детей большинство, - не согласился с приведенными данными Я. Кузьминов и повторил: - Проблема в том, что для развития всех потенциальных талантов детей не хватает талантливых взрослых. Даже в самом богатом и гуманно устроенном обществе примерно у двух третей населения таланты развить не удается. Поэтому мы должны говорить о движении к идеалу, а не предлагать модель, которую не воспримут всерьез”.

Только 25% молодых людей в нашей стране относят себя к талантливым и говорят, что хотели бы реализовать свои способности. При этом в высшей школе учатся 60% всего молодежного контингента. Это значит, что в российские вузы приходят ребята, не считающие себя талантливыми, без “интеллектуального и творческого куража”, и это плохо сказывается на талантливых амбициозных интеллектуалах, которые учатся тут же. Я. Кузьминов предложил предоставлять большие государственные гранты на обучение тем, кто уже проявил свои способности.

Обучение творческому подходу, воспитание креативности - важнейшая задача современного образования: ведь от работников сегодня в первую очередь требуется способность к решению нестандартных задач. “В Европе подавляющее большинство учителей считает, что креативность - это фундаментальный навык, который должна развивать школа. А у нас в России ее в основном сравнивают с искусством, считая чем-то исключительным”, - отметил научный руководитель Института образования ГУ-ВШЭ Исаак Фрумин. По его мнению, сегодняшняя система среднего и высшего образования сориентирована на учащихся, воспроизводящих заданные алгоритмы действий, но не способных к принятию инициативных и самостоятельных решений. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного в студенческой среде. За время учебы в университете 30% студентов не изменили или ухудшили свои коммуникативные навыки (а это важнейшая составляющая креативного действия), 70% студентов не изменили или ухудшили навыки письменной коммуникации. По мнению И. Фрумина, в условиях сохраняющегося консерватизма вузов и меняющейся экономической среды необходимо “быстро и жестко менять ситуацию в образовании”. Целью его должны стать не “знания - умения”, а “знания - умения - практическое применение”. В учебных планах должно быть больше занятий в проектных группах. Ведь именно проектная работа, а не лекции воспитывают у студентов навыки креативного мышления.

Решение поставленной проблемы члены ОП искали и вне системы образования. Так, гендиректор Благотворительного фонда В.Потанина Лариса Зелькова призвала обстоятельно изучить арсенал государства, используемый для создания среды, раскрывающей творческий потенциал нации. Посмотреть, как тратятся государственные деньги, кто принимает решения об их расходовании, на какой основе построены программы, и создать более прозрачные конкурсные инструменты. А директор Государственного мемориального и природного заповедника “Музей-усадьба Л.Н.Толстого “Ясная Поляна” Владимир Толстой заявил, что в условиях колоссального системного кризиса, переживаемого сейчас страной, начинать исправление ситуации в учреждениях образования нужно с изменения бюджетной политики государства. Сегодня и человеческие, и денежные ресурсы откачиваются с периферии в центр, откуда уже не возвращаются. “Система должна быть не центростремительной, а центробежной, - считает прапра­внук великого писателя. - Часть средств должна оставаться на местах и тратиться на образование и культуру”.