• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что такое социология моды

Полит.РУ. 28 декабря 2010

Разговор с профессором ГУ-ВШЭ Александром Гофманом. Часть вторая.

Первая часть

Анатолий Кузичев: Я приветствую слушателей программы «Наука 2.0», совместного проекта радиостанции «Вести FM» портала «Полит.ру». Мы вторую программу подряд беседуем с Александром Гофманом, доктором социологических наук, ординарным профессором Государственного университета — Высшей школы экономики, МГИМО, заведующим сектором социологии культуры Института социологии РАН. Беседу ведут Борис Долгин, Дмитрий Ицкович от «Полит.ру» и Анатолий Кузичев — «Вести FM».

А.К.: Мы закончили на дедушке Эмиле в прошлой программе, если кто не помнит.

Дмитрий Ицкович: Дюркгейме, да. Мы говорили в основном об устройстве социологической науки, о том, что есть метасоциология, метатеория, есть большая теория, есть теория среднего уровня и есть «эмилийский» уровень. Сегодня, как я понимаю, мы будем говорить в основном о теории среднего уровня, и одной из теорий среднего уровня — теории моды. О социологии моды.

Борис Долгин: Можно ли считать, что это часть социологии культуры, кстати?

Александр Гофман: Да. Можно здесь выстроить целую теоретическую лестницу. Эта теория встраивается в теорию культуры, а теория культуры — это, извините, почти вся социология. Поэтому все это можно рассматривать в виде матрешек с разным количеством элементов.

А.К.: Тогда давайте сразу договоримся о терминах. Раз мы говорим о социологии моды, то что такое мода?

А.Г.: Это чрезвычайно сложный вопрос. О терминах, как говорил Декарт, не спорят, о терминах договариваются. Вот давайте договоримся о том, что мода — это определенная форма регуляции поведения, управления (если угодно и самоуправления) поведением — индивидуальным, групповым и массовым. Она влияет на разные стороны нашего поведения: на культурные образцы, на правила нашего поведения, в том числе и в сфере одежды, но это только одна из сфер.

Полная стенограмма на Полит.ру