• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Охраняйте то, что мы разрушим

Ведомости. 20 июня 2008

Наконец-то утверждены заместители нового министра российской культуры Александра Авдеева. Все блестящие профессионалы и люди с безупречной репутацией. Сам г-н Авдеев славен тем, что в бытность свою послом делал очень много для продвижения русского искусства на Западе. Все вроде бы прекрасно, за исключением того, что верховная власть по-свински обошлась с Михаилом Швыдким, даже не поблагодарив его за то, что он сделал для российской культурной среды. Но этого уже не поправишь, а так — достойная команда при достойном лидере.

Но. Люди сами по себе не могут продавить бюрократическое сопротивление и осуществить благородные замыслы, если им не даны особые полномочия. А что до полномочий, тут большой вопрос. Парадокс современного мира заключается в том, что культура может решить свои внутренние проблемы, лишь распоряжаясь сопредельными ресурсами.Туризмом. Спортом. Медиа. А все эти сферы, деньгоемкие и политически значимые, от Минкульта аккуратно отведены и рассредоточены по смежным отраслям. Что же оставлено министерству духовности? Охрана культурного наследия. Премьер так задачу и сформулировал, когда представлял журналистам состав своего правительства. То есть прошлое. Атрибутика. Не подпитанная энергией актуальной современности.

Больше того и хуже того: министерству поручено охранять то самое наследие, которое за пределами музейного пространства последовательно и систематически разрушается. При полном равнодушии, а иногда и при молчаливом одобрении верхов. Про Москву не говорим: нет уже такого исторического города Москва, есть старая столица со следами былой красоты. Как не вспомнить высказывание столичной гранд-дамы, посетившей когда-то Венецию: зачем цепляться за исчезающее прошлое, нужно поставить бетонные сваи, укрепить и улучшить фундаменты. Это и есть прямая формула царящего отношения элит к культуре — только не все, в отличие от гранд-дамы, решаются высказаться вслух. Боюсь, не уберечь от шанцевского разрушения Нижний: московская выучка нижегородского губернатора дает о себе знать. Но вот Питер — он все еще есть. Хотя любой профессионал (и даже опытный любитель) скажет, что нынешняя отделка фасадов, надстройка мансард и снос обветшалых строений в самом центре великого города — это варварство. Только что, выступая на Петербургском экономическом форуме, Юрий Шевчук пустил по рядам снимки уже понесенных потерь — зал вздрогнул. А питерское отделение ВООПИК выпустило книгу "Исчезающий Петербург" — волосы дыбом встают. Однако впереди нас ждет еще более печальная перспектива: пока общественность боролась против проекта трехсотметровой башни "Газпрома", власти под шумок вывели 35 000 домов из-под охранного законодательства. Если ничего не переменится, придется выпускать второе издание книги под названием "Петербург исчезнувший". В пару к сборнику "Москва, которой нет".

Как может министерство культуры подавить суицидальный комплекс властного бизнеса, если ему не предоставили инструменты воздействия? Как оно будет исполнять охранное поручение, если сами охраняющие сдали наши города на полный откуп приближенным? Звучит это грустно, но шанс все же есть. Пусть небольшой. Должна произойти самоорганизация вменяемой части общества. Как это происходило на Патриарших, когда их хотели превратить в подземную стоянку. Как это происходит на Хитровке, где жители упорно отбивают план чудовищной застройки. Как действуют Шевчук и Сокуров. Если у Минкульта нет рычагов влияния на ситуацию сверху, ему должны быть предоставлены точки опоры внизу. Не властью — нами. Власть исходит из принципа "слабых бьют". Значит, надо стать сильными.