• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Три вызова рынку труда

РИА Новости. 20 апреля 2011

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов о ситуации на рынке труда

Несколько дней не утихают страсти вокруг предложения Федеральной миграционной службы (ФМС) отменить квоты на трудовых мигрантов. Отмена квот может стать ключевым моментом новой концепции миграционной политики, над которой трудится ФМС. А сама миграция уже стала краеугольным камнем в дискуссии о будущем российского рынка труда: будет ли он развиваться за счет дешевой и неквалифицированной рабочей силы или пойдет по пути технократических государств.

Не можешь контролировать - возглавь

Отмену квот вряд ли стоит считать судьбоносным решением, скорее, это не более чем констатация вполне очевидного факта: система квотирования не в состоянии регулировать миграционные потоки из слаборазвитых стран. Во всяком случае, цифры говорят в пользу этого довода. Как отметил на конференции "Производительность труда и качество рабочей силы: задачи посткризисного развития" в рамках Недели российского бизнеса, проводимой РСПП, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, ежегодно в Россию въезжают 10 млн мигрантов (Всемирный банк дает цифру в 12,5 млн), "из них формально работают 3 млн человек, три-четыре млн - неформально". Остается неясным, чем занимаются оставшиеся три-четыре млн человек.

Иначе и быть не может в ситуации, когда граница России с государствами СНГ по сути прозрачна, а создание Таможенного союза эту прозрачность лишь закрепляет. В условиях безвизового режима в распоряжении миграционной службы просто нет действенных административных рычагов.

В этой ситуации ФМС, по мнению председателя Федерации независимых профсоюзов Михаила Шмакова, пошла по простейшему пути: будучи не в состоянии обеспечить контроль, решила его попросту отменить.

Есть экономические рычаги контроля, и ими весьма эффективно пользуется союзная Белоруссия: законодательство страны требует отдавать предпочтение при приеме на работу своим гражданам, и сурово наказывает за использование нелегального труда. Но, как отмечает г-н Кузьминов, в России целые отрасли (строительство и торговля), что называется, подсели на дешевую рабочую силу. Для работающих в соответствующих секторах компаний отказаться от труда нелегальных мигрантов в пользу цивилизованных трудовых отношений - значит стать неконкурентоспособными.

Но оставить все как есть - значит отбросить рынок труда чуть ли не в средневековье.

Беги, сварщик, беги

Вероятно, поэтому эксперты считают миграцию один из серьезных вызовов российскому рынку труда, да и всей отечественной экономике. Последнее десятилетие наглядно показало, что массовая миграция идеально сочетается с сырьевой моделью, но не дает стимулов к модернизации. Во-первых, потому, что временные мигранты, по корректному выражению Ярослава Кузьминова, - "не очень хорошие работники и полагаться на них в отношении культуры производства опасно для экономики страны".

Во-вторых, дешевая рабочая сила демотивирует компании повышать производительность труда за счет технологического обновления производств. Технологическое отставание привело к тому, что в российских компаниях при одинаковой производительности занято в разы больше работников, чем на предприятиях стан ОЭСР.

Некоторые сторонники модернизации, справедливо сетуя на дефицит квалифицированных кадров, предлагают решать проблему за счет миграции. По словам главы ФМС Константина Ромодановского, "миграция работников высокой квалификации является важным условием, обеспечивающим устойчивый экономический рост и благосостояние принимающей стороны".

К сожалению, проводимая политика отнюдь не способствует притоку квалифицированных работников. По разным оценкам, в России трудятся лишь несколько тысяч квалифицированных мигрантов, выходцев их Европы и США, работающих в представительствах и "дочках" иностранных компаний.

Зато приток дешевой, пусть и не слишком умелой рабочей силы, провоцирует обратный и очень опасный процесс - вымывание с рынка квалифицированных специалистов. Об этом вызове пока говорят очень мало. В частных беседах сотрудники и владельцы строительных фирм признают, что после того, как приток дешевых рабочих на рубеже 90-х и 2000-х гг. привел к снижению зарплат, квалифицированные специалисты - сварщики, сантехники, электрики - стали покидать компании. Наиболее умелые нашли себе применение в Восточной (реже Западной) Европе, перебравшись туда в качестве тех же нелегальных мигрантов.

По оценке того же Ромодановского, ежегодно без уведомления страну покидают порядка 350 тыс. человек. Хотя официально на ПМЖ за границу каждый год уезжают лишь 30-40 тыс. россиян. Кто не дотянул до европейского уровня, или не решился покинуть страну, стали за прилавки или обосновались в офисах.

Недоученный планктон

И это третий вызов российскому рынку труда - гигантский переизбыток предложения работников нерабочих профессий. Низкие зарплаты, низкий социальный статус рабочих специальностей, в сочетании с отсутствием современных систем профподготовки мотивирует молодежь любой ценой попасть в офис. Система платного высшего образованияэтому способствует. О оценке Ярослава Кузьминова из ВШЭ, сейчас 30% занятых имеют высшее образование, к 2020 году их доля вырастет до 43%, но рынок труда не сможет предложить такое количество мест в офисах и даже во фронт-офисах торговых компаний. К тому же принцип - высшее образованиелюбой ценой, привел к снижению качества подготовки специалистов.

Несмотря на повальное увлечение высшим образованием, примерно 35% компаний говорят о нехватке инженеров, 15% компаний испытывают дефицит экономистов и юристов.

И это при том, что, по оценке Кузьминова, примерно половина из семи миллионов нынешних студентов становятся юристами и экономистами. Конечно, не хватает квалифицированных специалистов, а не недоучек с "платными" дипломами.

Зато квалифицированных рабочих готовить практически некому -система профобразования мало соответствует вызовам рынка. Подготовка специалиста растянута на три-четыре года. В Китае, например, студент готов приступить к работе спустя семь-восемь месяцев, причем система учебных центров позволяет работнику при необходимости сменить несколько профессий.Система платного высшего образованияэтому способствует. По оценке Ярослава Кузьминова из ВШЭ, сейчас 30% занятых имеют высшее образование, к 2020 году их доля вырастет до 43%, но рынок труда не сможет предложить такое количество мест в офисах и даже во фронт-офисах торговых компаний