• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отсидевших насильников возьмут под надзор

Известия. 3 июля 2008

— В Германии ежегодно происходит 6,5 миллиона преступлений, и у них всего 50 тысяч заключенных. А у нас 3,5 миллиона преступлений и 1 миллион в тюрьмах, — напомнил профессор, заведующий кафедрой уголовного права Высшей школы экономики Альфред Жалинский. По его мнению, ограничение свободы как альтернативный вид наказания необходимо шире использовать за преступления экономического характера. А вот за насилие над личностью карать надо по всей строгости.

В России появится новый вид уголовного наказания — "ограничение свободы". Такой законопроект правительство внесло в Госдуму. Отбывать срок преступники будут не выходя из дома. По крайней мере в определенные судом часы. Им также может быть запрещено участвовать в пикетах и демонстрациях, покидать без разрешения властей место учебы или работы. Прав на свободный выбор места жительства и неприкосновенность жилища такие граждане тоже лишаются. Эксперты в оценках законопроекта разошлись. Одни считают, что новая статья УК преподносит "условное" осуждение в новой упаковке. Другие усмотрели в формулировках нарушение прав человека. А ветераны МВД довольны фактическим возвратом к "гласному административному надзору" за уголовниками.

— В Германии ежегодно происходит 6,5 миллиона преступлений, и у них всего 50 тысяч заключенных. А у нас 3,5 миллиона преступлений и 1 миллион в тюрьмах, — напомнил профессор, заведующий кафедрой уголовного права Высшей школы экономики Альфред Жалинский.

По его мнению, ограничение свободы как альтернативный вид наказания необходимо шире использовать за преступления экономического характера. А вот за насилие над личностью карать надо по всей строгости. Очевидно, авторы законопроекта тоже руководствовались этой идеей. Например, за нарушение правил дорожного движения (статья 264) виновного могут ограничить в свободе на срок до двух лет. А за контрабанду — до четырех лет.

Однако надеяться, что нововведение существенно разгрузит наши тюрьмы, не следует. Зачастую "ограничение свободы" будет использоваться не вместо ее лишения, а дополнительно к нему. То есть после отбытия срока в лагере человек будет еще на какой-то срок ограничен в правах. Это касается преступлений сексуального характера (изнасилования, растление несовершеннолетних), бандитизма, терроризма. Может, и хорошо. Глядишь, маньяков станет меньше. Кстати, это положение законопроекта и дало основание ветеранам МВД говорить о возобновлении практики "гласного административного надзора".

— Если уголовник после лагеря попадал под такой надзор, он должен был не позже 21.00 быть у себя дома, — вспоминает один из сыщиков. — Поднадзорным запрещалось посещать питейные заведения, они обязаны были отмечаться у участкового. А за нарушение мог отправиться обратно, в лагерь.

Если сравнивать описанные элементы административного надзора и проект закона, выглядит похоже. Ограниченные в свободе тоже будут обязаны отмечаться 4 раза в месяц, им запрещено появляться в определенных местах. А за нарушение режима ограничение свободы может превратиться в ее лишение.

А вот запрет на участие в митингах и массовых мероприятиях не нашел поддержки ни у правозащитников, ни у правоведов. Советник Конституционного суда, а в прошлом судья КС Тамара Морщакова усомнилась в правомерности такой меры. А профессор Жалинский назвал его антиконституционным:

— Дело в том, что любое ограничение как составляющая того или иного вида наказания должно способствовать исправлению и перевоспитанию осужденного. А массовые мероприятия могут носить, теоретически рассуждая, воспитательный характер — например, проводиться движением "Наши" или партией "Единая Россия", и запрещение участвовать в них является чрезвычайно странной законодательной новеллой.

Правоведы также отмечают: предусмотренное законодателями право суда накладывать "иные ограничения" чревато произволом. Ученые считают, что список ограничений должен быть исчерпывающим.