• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как жить?

SYNC. 23 июля 2008

Недавно в столице прошла Первая Московская архитектурная биеннале. Ее тема: "Как жить". Намеченные перспективы можно условно отбить отрезками в 5, 50 и 500 лет.

Футурология на экспорт

Устроители биеннале оговорились сразу: в нашей стране о реализации футурологических проектов думать не приходится. Это, конечно, не значит, что их нельзя сочинять. Однако современная стройиндустрия России представлена все тем же панельным домостроением, от которого Европа отказалась еще в 70-х годах прошлого века. "В этих трущобах жить нельзя! — глядя на хрущевки, возмущаются зарубежные коллеги куратора биеннале, основателя и издателя ведущего архитектурного журнала страны "Проект Россия" голландца Барта Голдхоорна. — Их надо кардинально реконструировать!" "Сначала такие дома надо перестать строить", — отвечает он. Московский архитектор британского происхождения Джеймс Макадам говорит, что в России даже об имитации модных бионических и хай-тек-форм лучше не мечтать, а чертить "честные коробки". Причина, как на открытии биеннале отметил научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, в тотальной монополизации строительного рынка и коррумпированности власти на местах. "Есть реальная опасность, что однотипным панельным жильем будут застроены все крупные города России", — предостерег председатель комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию профессор кафедры теории и истории архитектуры МАРХИ, известный массовому зрителю как "Мистер Монблан", Вячеслав Глазычев.

Иначе обстоят дела в Казахстане. Там не только построили нашумевший пирамидальный Дворец мира и согласия и строят жилой комплекс "Фостер Тауэрс" по проектам отца хай-тека Нормана Фостера, но и приступили к детальной проработке и адаптации футуристического Bio-city российских архитекторов Семена Расторгуева и Михаила Кудряшова. (Проект представлен на онлайн-экспозиции футуристического жилья по адресу: http://cih.ru/fx/index.html. Там же можно ознакомиться с концепцией антикондиционализма, о которой подробно далее в этом номере.) В 2002 году Bio-city выиграл всемирный архитектурный конкурс "Атлас архитектуры будущего". Это была первая победа России в конкурсах подобного уровня начиная с 80-х годов, когда в стране наблюдался бум "бумажной архитектуры". Презентуя Biocity на XXI Международном конгрессе архитекторов в Берлине, его авторы неизменно подчеркивали, что не мыслят реализацию проекта раньше чем через 500 лет. Однако предприимчивые казахи готовы воплотить утопию уже сегодня. Неопоселение планируется разместить в районе курорта Боровое. Дело в том, что предложенная био-оболочка, по подсчетам приглашенных инженеров, оптимально "гасит" температурные перепады местности от минус до плюс 40°C.

Приручение "темной" энергии

Футурология для российских широт без привязки к реализации разработок, кроме указанной онлайн-экспозиции, была представлена на выставке лауреатов инновационного конкурса "Дом-автоном. Русская дача XXI века". Здесь архмолодежь страны упражнялась в освоении родных пустырей — придумывала жилье, независимое от инфраструктуры. В ход шли солнечные батареи, ветрогенераторы, геотермальные источники тепла и холода, энергосберегающие материалы, биомассы, химические аттракторы водорода и кислорода, смешение которых провоцирует реакцию с образованием электричества и водяного пара. Но это все уже давно апробированные, популярные в Европе, Японии и США экологичные энергетики. Недавно, например, Всемирная солнечная комиссия при ООН приняла десятилетнюю программу развития мировой гелиоэнергетики, а в Германии такая госпрограмма, существующая уже несколько лет, практически ввела "синие крыши" в массовый оборот. Российские экспериментаторы пошли еще дальше — они предложили использовать "темную" энергию. Данный термин обозначает порядка 96% энергии, пока еще не изученной современной физической наукой, но уже фиксируемой при помощи различных датчиков. Проект, основанный на ее конденсации, открывал экспозицию.

Этот дом-автоном создан по прототипам географически родных Норману Фостеру (единственный член жюри конкурса) знаменитых английских "кругов на полях" и территориально близкого к ним Стоунхенджа. Гипотезы появления этих, по многим оценкам нерукотворных объектов не исключают внеземного вмешательства. Расположена дача в соответствии с условиями конкурса на конкретном участке — в так называемом "отрицательном лесу" в окрестностях города Ярославля. Адептами биорезонансных методик исследования в данной местности были зафиксированы существенные аномалии, коррелирующие с ранее изученными в Бермудском треугольнике. Наложение на эти энергетические структуры графически-пластической круговой информации английских оригиналов "спонтанной архитектуры" при биорезонансном тестировании ведет к вспышке энергии. Ее предлагается "закрутить" по спирали Архимеда, отвечающей Золотому сечению. В частности, в доме по ней (против часовой стрелки, как это принято в устойчивых энергетических системах) организуются водные артерии и тепловые воздушные потоки. В целом эксперимент основан на подражании принципам сооружения культовых построек, в которых воспроизводится весь универсум в его онто- и филогенетических аспектах. В отношении жилищного проектирования такой подход был признан новаторским. Когда-то основатель целого направления в архитектуре Возрождения и последующих эпох Андреа Палладио именно так, подражая греческим храмам, стал строить свои виллы. Может быть, энергетическая этика обращения с пространством в культовых постройках также привьется в проектировании жилья? Авторы отводят на внедрение своего метода около 50 лет. За это время ученые прогнозируют возможный прорыв в изучении "темной" энергии и увеличение освоенных активов с 4% до 30—40%.

Будущее уже было

Футурология в архитектуре и градостроительстве, как любая наука, имеет свой цикл созревания идей. Здесь его приравнивают примерно к 40 годам — это одна из самых "долгих" наук. Точки взрыва ее активности наблюдались в 20-х и 60-х годах прошлого века и в начале этого тысячелетия. Все они нашли отражение в выставке "Новые города. Новое в городах", которая в рамках биеннале прошла в Музее архитектуры им. А. В. Щусева (МУАР). Здесь были представлены утопии начала прошлого века: "Город солнца" Ивана Леонидова и "Зеленый город" Николая Ладовского, фантазии Якова Чернихова (чье имя носит современный конкурс футуристических проектов "Вызов времени"), а также разработки середины XX века — градостроительные версии Магнитогорска и Воронежа. Как утверждают кураторы павильона Елена Гонсалес и Алексей Муратов, глобальная урбанизация последних веков породила множество моделей как создания городов ex nihilo (с нуля — лат.), так и преобразования сложившихся городских структур. Эти модели, частично унаследованные с античных времен, частично рожденные в недрах современных теорий урбанизма — "город красоты", "город-сад", "лучезарный город", "линейный город", "город-архипелаг" и другие, — не исчерпали себя до сих пор. Мировой экономический бум вызвал новый виток их актуализации в странах, придерживающихся модернистских схем развития, — Китае, Эмиратах, азиатских "тиграх", а также попытки реорганизации существующих урбанистических образований в странах "золотого миллиарда" — в Испании, Франции, Италии.

В России, которая, с одной стороны, нуждается в модернизационном скачке, а с другой — весьма урбанизирована, встречаются проекты обоих типов. Десять новых городов на окраинах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Минеральных Вод, Казани, Туапсе кураторы отобрали из найденных для выставки двадцати. Это срез наиболее инновационных градостроительных проектов страны на ближайшие пять лет.

"Если в 20-60-е годы прошлого столетия архитекторы искали выход в новых концепциях формообразования, то современный мир настолько насыщен самой разной архитектурой, формами и возможностью реализовать с помощью современных материалов любую фантазию, что в обществе возникает потребность в ответах на другой вопрос: как существовать людям, обществу в этой архитектуре? И какой она должна быть, чтобы масса самых разных людей могла справиться с теми проблемами, которые вызывает современная жизнь", — говорит известный архитектор, председатель жюри международного конкурса "Вызов времени" лондонец-грек Элиа Зенгелис. Поискам ответа на этот вопрос была посвящена также расположившаяся в МУАРе выставка "Персимфанс" (так в 20-е годы назывался первый симфонический оркестр Моссовета, революционно обходившийся без дирижера, как архитекторы здесь — без куратора).

Временную ось представленных здесь проектов можно протянуть от дутого бионического небоскреба с сенсорными усиками известных новаторов бюро "А-Б" до психоделического распадающегося интерьера работы программного футурофоба Александра Бродского ("Футурофобия" — так называлась его выставка в галерее Марата Гельмана в 1996 году). Для наших авторов, как показала экспозиция, принципиальным является тот факт, что даже самые технологически и пластически современные пространства должны нести в себе "напыления" смыслов бывших культур. Без этого невозможно эмоциональное здоровье человека будущего. А это не что иное, как возвращение к известному тезису: "Будущее уже было".

WInd Shaped Pavilion: гигантское индустриальное сооружение, которое можно использовать в качестве офиса, производственного помещения или даже частного жилого дома.

Шесть уровней здания нанизаны на общую ось и вращаются под воздействием ветра.

"Темная" энергия — гипотетическая форма энергии, имеющая отрицательное давление и равномерно заполняющая все пространство Вселенной.

Согласно общей теории относительности, гравитация зависит не только от массы, но и от давления, причем отрицательное давление должно порождать отталкивание, антигравитацию. Существует два варианта объяснения сущности "темной" энергии: либо это неизменная энергетическая плотность, равномерно заполняющая пространство, либо — динамическое поле, энергетическая плотность которого может меняться в пространстве и времени.

Биорезонансные методы основаны на концепциях выдающихся естествоиспытателей ХХ века В.И. Вернадского и А. Л. Чижевского. Первый утверждал, что в природе нет "мертвой", но есть "биокосная" (термин Вернадского) материя, которая находится в постоянном взаимодействии с живой материей, даже если живые организмы этого не осознают. Второй — открыл влияние солнечной активности на эпидемиологическую и в целом социальную обстановку на планете.