• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лет до ста бы расти, да без старости

Белгородская правда. 7 октября 2008

"В перспективе, через три-четыре десятилетия, каждый третий россиянин будет старше 60 лет", — сказал "Интерфаксу" замдиректора Института демографии Высшей школы экономики Сергей Захаров.

Причем доля пожилых людей будет увеличиваться не только в России, но и в остальном мире, отметил он.

По его словам, в отечественной демографии пожилым считается человек старше 60 лет, в международной практике — старше 65 лет. Согласно первой послевоенной переписи 1959 года в России число людей в возрасте 60 лет и старше составляло 9% от населения, а по последней переписи 2002 года оно выросло вдвое — до 18,5%.

С. Захаров отметил, что главный фактор, от которого зависит увеличение доли пожилых в России, — это низкая рождаемость, а значит, и невысокий процент детей и молодежи.

Этот процесс, по его мнению, может ударить по экономике, поскольку стареют и трудовые ресурсы. Так, среди населения трудоспособного возраста будет увеличиваться доля тех, кому за 50, добавил демограф.

"Наш Пенсионный фонд в кризисе, ему уже не хватает тех средств, которые поступают за счет единого социального налога, и дальше их будет не хватать все больше и больше. Поэтому банкротство Пенсионного фонда неизбежно. Единственное, что может его спасти, — это прямые бюджетные вливания", — считает С. Захаров.

Между тем, в России уровень старения населения ниже, чем в западных странах. В настоящее время, по данным демографа, доля пожилых в Европейском Союзе, используя российский критерий, превысила 20%. Кроме того, в развитых странах значительно выше так называемый индекс старения — соотношение числа пожилых и очень пожилых людей.

"Возьмем, например, соотношение числа людей в возрасте 80 лет и старше к числу людей от 65 лет и старше. По этому показателю Россия еще очень не старая по международным меркам, потому что у нас продолжительность жизни низка", — отметил эксперт.

Например, в Японии, Франции или Италии самая быстро растущая когорта — это лица старше 80 лет, тогда как в России их в несколько раз меньше.

"Это объясняется тем, что у нас смертность пожилого населения старше 60—70 лет осталась такой же, как и в XIX веке", — заметил С. Захаров.

"У нас за сто лет не произошло увеличения продолжительности жизни пожилого человека. Все наши заслуги по снижению общей смертности касались детей, новорожденных. А ситуация со смертностью взрослых у нас сто лет как не меняется", — подчеркнул он.

В западных странах, в отличие от России, старение населения идет не только за счет низкой рождаемости и сокращения числа молодежи, но и за счет увеличения продолжительности жизни пожилого человека. Так, если в России продолжительность жизни мужчин — чуть выше 60 лет, женщин — 73 лет (данные за 2006 г.), то усредненный уровень этого показателя в западных странах — более 75—77 лет у мужчин и 80—83 у женщин. Например, в Италии продолжительность жизни женщин 83 года, а мужчин — около 77 лет.

"Россия же находится на уровне целого ряда развивающихся стран. Например, Северная Африка, Китай и Латинская Америка живут дольше", — заметил С. Захаров.

По его мнению, основная причина низкой продолжительности жизни в России в том, что "у нас люди не хотят жить дольше".

"У нас очень низкая ценность человеческой жизни на всех уровнях: от индивидуального до государственного", — считает демограф.

На продолжительность жизни россиян оказывают влияние и социально-экономические условия, и невнимательное отношение к собственному здоровью, а также широко распространенное пристрастие к алкоголю.

"Алкоголь — это фактор очень высокой значимости. Дело не только в том, что в российской структуре потребления высока доля "плохого" алкоголя — с высоким содержанием спирта, а в том, что он очень глубоко интегрирован в культуру, в то, как у нас проводят досуг — потребление ударными дозами, чтобы напиться, а не просто получить легкое расслабление, как в других странах", — заметил он.