• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Уточните ваши планы

Ведомости # Пятница. 31 октября 2008

По мнению профессора ГУ-ВШЭ Александра Долгина, сокращение расходов на "необязательное" потребление уже началось, а к существенным ограничениям может привести снижение доходов примерно на 20% — именно столько человек тратит в среднем на жизненно необязательные расходы.

Генеральный директор компании "Свеза" Андрей Кашубский привык отдыхать с размахом — ездить с семьей в Кению или на Мадагаскар. Но теперь расходы на путешествия придется "ужимать", хотя совсем отказываться от поездок его семья не собирается: "Будем реже позволять себе экзотику, станем отдыхать проще. Я, например, в Чехии никогда не был. Да и от палаточного отдыха я получаю удовольствие, — улыбается Андрей, — только вот семье вряд ли это понравится".

От отдыха за границей уже готовы отказаться четверть россиян, показывают результаты опроса исследовательской компании Synovate Russia, в котором приняли участие 1000 жителей российских городов-миллионников. Финансовый кризис пока не затронул более половины опрошенных (56%), но 60% опасаются его влияния на жизнь в ближайшие месяцы и думают о сокращении расходов.

26% респондентов готовы в первую очередь вычеркнуть из своих планов отдых за границей всей семьей, 19% — посещение кафе и ресторанов, 17% — покупку автомобиля, 11% — приобретение бытовой техники, по 10% — поездки за город на выходные и празднование Нового года вне дома.

"В Москве значительно больше людей, чем, например, в Петербурге, полагают, что экономическая ситуация у худшилась, — рассказывает директор по маркетингу Synovate Russia Мария Вакатова. — 60% москвичей ожидают последствий в долгосрочной перспективе против 48%, которые считают, что их лично у же сегодня затронули последствия кризиса".

По мнению профессора ГУ-ВШЭ, управляющего рекомендательным сервисом "Имхонет" Александра Долгина, сокращение расходов на "необязательное" потребление уже началось, а к существенным ограничениям может привести снижение доходов примерно на 20% — именно столько человек тратит в среднем на жизненно необязательные расходы. "Если покупка нового платья за $1000 дарует два часа наслаждения (по $500 за час — на выбор, примерку, демонстрацию гостям), а "часы счастья" в кино обходятся 100-кратно дешевле, то в нынешних условиях предпочтение будет отдаваться последнему", — уверен Долгин.

В преддверии сокращения расходов на разные виды отдыха и шопинга москвичи тратятся на рестораны, покупки и поездки так, как будто ничего не происходит, — вот что обнаружила "Пятница", выясняя, чего ждать потребителям в ближайшее время.

Новый год без вина

От привычных, но дорогостоящих продуктов питания и от походов в рестораны и кафе у же отказались 9% россиян, сообщают данные опроса, проведенного в конце октября исследовательским центром портала superjob. ru. 8% опрошенных значительно изменили свой рацион ради экономии. Впрочем, 83% респондентов питаются так же, как и всегда, утверждая, что кризис протекает для них практически незаметно.

Последствия мирового финансового кризиса в московских ресторанах действительно пока не ощущаются. Залы полны посетителей, а средняя сумма счета прежняя. Однако некоторые рестораны среднего уровня начали отказываться принимать банковские карты. "Платежи поставщикам по безналичному расчету в последнее время идут неделями", — объясняет причину генеральный директор "Ресторана морских гадов " Ирина Слюсарь.

Многие компании у же вовсю сокращают расходы на корпоративные мероприятия. "Сегодня практически все наши заказчики отказались от новогодних корпоративных банкетов, — говорит Ирина Слюсарь. — Event-агентства тоже жалуются, что даже те клиенты, которые заранее просили забронировать для них определенную дату, отменяют заказ ". Подтверждает ее слова и Дмитрий Пинский, генеральный директор виноторговой компании DP-Trade: "Спад по продаже вина для новогодних корпоративных мероприятий и подарков у же очевиден. С у четом того, что после Нового года общее потребление вина традиционно падает, примерно 20% поставщиков алкоголя могут оказаться на грани разорения".

Прогнозы остальных участников рынка пока не столь пессимистичны. Рестораторы ждут февраля, когда по итогам новогодней выручки станет пон тно, сколько люди готовы тратить на свои развлечения. Для многих временем принятия решений станет конец зимы — начало весны: "На сегодняшний день мы вынуждены были отказаться от всего, что связано с развитием, — говорит Михаил Зельман, генеральный управляющий компании "Арпиком" ("Колбасофф", "Филимонова и Янкель", Goodman). — Те рестораны, которые на 80% уже готовы, будут достроены и открыты, остальные проекты приостановлены.

Сейчас мы ведем переговоры с арендодателями, просим их увеличить каникулы на период строительства и отказаться от фиксированной арендной ставки в пользу процента от прибыли. Это иллюзия, что кто-то может спастись от кризиса самостоятельно: мы все в одной лодке. Если собственники помещений не пойдут нам навстречу, мы можем потерять бизнес, но и им новых арендаторов взять будет неоткуда".

Пузыри лопнут

Коллекционерам искусства кризис может оказаться только на руку. "Классика изобразительного искусства не потеряет в цене из-за финансового кризиса, — говорит комиссар Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн. — А вот завышенные цены на предметы современного искусства могут лопнуть как мыльные пузыри".

По мнению Бакштейна, галерейно-выставочная жизнь в следующем году не станет менее интенсивной, просто осуществляться будут менее затратные проекты. "У меня нет сомнений, что Третья биеннале состоится, — говорит куратор. — Но ее формат и бюджет будут окончательно определены примерно через полтора месяца".

Число фильмов в прокате в 2009 году не сократится, считает продюсер кинокомпании "Красная стрела" Вадим Горяинов. "Картины, снимавшиеся в этом году, выйдут в прокат в следующем, — объясняет он. — Но сейчас у большинства кинокомпаний прекратится доступ к инвестициям, поскольку для инвесторов вложения в кинопроизводство рискованные. Так что снижение доли российского кино в прокате случится в 2010 году. Думаю, к уровню инвестиций в киноиндустрию, который был в начале 2008 года, мы вернемся через 4—5 лет". В свою очередь, для театров и театральных фестивалей кризис может означать сокращение спонсорских программ. Так, одного из спонсоров лишилась зарубежная часть музыкального фестиваля "Крещендо", которая пройдет в декабре в Тель-Авиве, рассказал продюсер фестивалей "Крещендо", "Балтийские сезоны" и театра Et Cetera Давид Смелянский. По его данным, 80% государственных театров в России сейчас живут не только за счет бюджета, но и спонсорских средств (в Et Cetera они составляют около 40% бюджета). Впрочем, Фонд Михаила Прохорова, поддерживающий, в частности, фестивали "Норильские сезоны" и NET, а также петербургский Малый драматический театр, не планирует урезать бюджет следующего года. "В 2009 году планируется расширение деятельности Фонда, — рассказывает соучредитель фонда, главный редактор журнала и издательства "Новое литературное обозрение" Ирина Прохорова. — Если раньше мы в основном работали в Красноярском крае, то сегодня мы выходим на федеральный уровень с такими конкурсами, как, например, "Новый театр" и "Новая роль библиотек в образовании".

Кроме того, не исключено, что подешевеют билеты: "Упадет платежеспособность населения, — говорит Смелянский, — и, по-видимому, у же сейчас театрам следует готовиться к снижению цен". С кино ситуация другая. "Это один из самых доступных способов развлечения, к тому же в непростые моменты люди, наоборот, стараются отвлечься, — говорит заместитель гендиректора национальной сети кинотеатров "Синема Парк" Кирилл Иванов. — Думаю, что цена на билеты вряд ли уменьшится. Однако возможно, что рост приостановится". С тем, что доходы от проката вряд ли будут падать, соглашается Вадим Горяинов.

Ситуация на рынке уже отразилась на строительстве новых зданий театров и кинотеатров. 27 октября стало известно, что инвестиционно-девелоперская группа "Открытые инвестиции" ("ОПИН") заморозила строительство Центра искусства, культуры и досуга им. А.И. Райкина (завершение строительства торгово-развлекательного комплекса c новой сценой театра по соседству с нынешним зданием "Сатирикона" планировалось на конец 2009 года). Планы строительства компанией "Си-Эс-Трейдинг" нового здания "Школы современной пьесы" не изменились, рассказала коммерческий директор проекта Ирина Кабанова. "Строительство объекта ведется нормально и с финансированием проблем нет", — подтверждает директор "Школы современной пьесы" Андрюс Рашимас.

Все равно купят

Среда, разгар рабочего дня, из ЦУМа выходят люди с покупками, как минимум с одним фирменным пакетом в руках. Только за последние две недели открылся новый бутик Coach в ГУМе, отреставрированный Dolce&Gabbana — в Третьяковском проезде, часовая компания Rodolphe вышла на российский рынок, а производитель одежды Collection Wolfgang Ley заявил о выходе в течение нескольких месяцев.

"Ты, должно быть, сумасшедший, если начинаешь новый бизнес во время общемирового кризиса, — пересказывает реакцию коллег создатель Escada и владелец компании Collection Wolfgang Ley, созданной весной этого года, Вольфганг Лей. — Действительно, такой ситуации на рынке не было со времен Великой депрессии. Но я решил, что это, наоборот, мой шанс. У нас маленькая компания, сильная команда, я думаю, что пока крупные производители одежды затаятся, мы сделаем марш-бросок". Такого же мнения придерживается и основатель Rodolphe дизайнер часов Рудольф Каттин: "Безусловно, кризис затронет все области жизни, но пока он заметен только на фондовых биржах. У меня и в мыслях не было отказываться от российского рынка из-за кризиса".

В конце ноября в Москве пройдет ежегодная выставка роскоши Millionaire Fair 2008. "Мы пока не заметили какого-то особого влияния финансового кризиса, — комментирует "Пятнице " президент Millionaire Fair Moscow Елена Кудозова. — Недавно выставка прошла в Мюнхене, сейчас началась в Стамбуле, почти через месяц будет в Москве. Никто еще не заявил об отказе или об изменении условий у частия. По своему опыту могу сказать, что рынок роскоши достаточно стабилен". "Настоящие потребители люкса никогда не откажутся от любимых вещей и не станут покупать товары масс-маркета, — объясняет "Пятнице " президент американского исследовательского Института роскоши Милтон Педраза. — Но они становятся более сдержанными, так как приобретение вещей, дороговизна которых бросается в глаза, в то время как у других людей финансовые трудности, — это дурной тон".

Обратно в Египет

Туроператоры констатируют, что, хотя паники на их рынке пока нет, продажи уменьшаются. "В последние три недели динамика продаж пошла на спад, — сказал "Пятнице" Максим Приставко, заместитель генерального директора компании "Джет Тревел", которая специализируется на зимнем отдыхе. — Но даже с учетом этого снижения по сравнению с прошлым годом продажи выросли на 40%". Падение на 10—15% за последние две недели подтвердила и Татьяна Ванд, генеральный директор "Ванд Интернэшнл Тур". Она констатирует вялый спрос на дальние турпакеты (ее компания занимается дорогими экзотическими направлениями) в среднем ценовом сегменте (3—4 тыс. евро на человека), а именно в Индию, Таиланд, Кубу и на Бали. Спрос есть на очень дорогие индивидуальные туры (свыше 5 тыс. евро на человека) и на самые бюджетные поездки (400—800 евро): в Чехию, Венгрию, Египет. "Люди как отдыхали, так и отдыхают, — говорит Татьяна, — но, по моим ощущениям, произойдут некоторые изменения на рынке. В массовом порядке будут востребованы туры дешевле 1000 евро".

Такого же мнения придерживаются и в Ассоциации туроператоров России (АТОР). Участники октябрьской пресс-конференции, посвященной работе турбизнеса в условиях финансового кризиса, прогнозировали спад на популярных и дальних направлениях из-за дорогого перелета. Это приведет к тому, что клиенты, сменившие Египет на Юго-Восточную Азию и Карибы, могут снова вернуться в Египет. Те же, кто все-таки поедет в экзотические страны, остановятся в отелях не 5*, а 4* и даже 3*. Генеральный директор "Капитал тур" Инна Бельтюкова считает, что пока рынок держится за счет привычки людей выезжать с наступлением осени в теплые страны и встречать Новый год за границей. "Октябрь "закрыт" без спецпредложений", — говорит она. В том, что спецпредложения появятся после Нового года, не сомневается Татьяна Ванд: цены на билеты иностранных авиакомпаний снижаются, турпоток ослабевает на фоне кризиса. С ней согласен и Борис Блинов, директор компании "Альтус туроператор", который подтверждает: ряд полетных программ на рынке так и не удалось скорректировать, а это значит, что самолеты будут загружены не полностью.

В интернет-сообществе community.livejournal.com/ru_travel, где для "Пятницы" был проведен мини-опрос, на момент сдачи номера 54% участников сообщили, что кризис не повлиял на их планы относительно поездок, 25,8% затруднились с ответом, и только у 20% — повлиял. Софья Овсянникова, web-мастер, а в свободное время волонтер благотворительного интернет-фонда "Помоги.Орг", купила билеты в Германию три дня назад. "На моих туристических планах кризис никак не отражается, — говорит она. — Да и евро стоит по 34 рубля, можно делать покупки по выгодному курсу. Сейчас самое время потратить деньги".