• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Назад, в советскую поликлинику

Газета. 13 ноября 2008

Аналитики, юристы и эксперты экономисты предупреждают, что решительные запретительные меры ФАС не только могут повлечь за собой очереди на медуслуги, но и переведут частные платежи в теневую сферу. Такого мнения придерживаются, например, доцент юридического факультета Санкт-Петербургского госуниверситета Михаил Ковалевский, замдиректора Независимого института социальной политики Сергей Шишкин, профессор Высшей школы экономики Игорь Шейман.

Система здравоохранения в России может претерпеть кардинальные изменения. Вчера на расширенном заседании Общественного совета по защите прав пациентов в Росздравнадзоре Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила о своем намерении законодательно закрепить запрет государственным лечебно-профилактическим учреждениям (ЛПУ) оказывать платные услуги. У ФАС готов пакет поправок к законодательству по здравоохранению, а также к законам, касающимся конкуренции на рынке. В ближайшее время законопроекты будут переданы в Госдуму.

Участники рынка и эксперты надеются, что поправки не пройдут. В противном случае уровень коррупции в больницах и поликлиниках может значительно вырасти.

Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев полагает, что платные услуги были вынужденной мерой в 1990-е годы: они помогали обновить инфраструктуру здравоохранения.

"Сейчас же они вредны, — отмечает он. — Искривляют рынок, поддерживают недобросовестную конкуренцию, развращают врачей". По словам Нижегородцева, в нынешних условиях финансовые потоки смешиваются, врачи федеральных центров, оказывающие платные услуги, зачастую пролоббированы фарминдустрией. Государственные ЛПУ получают субвенции, оборудование, льготы на коммунальные платежи и при этом вводят платные услуги. В результате в госучреждениях условия для специалистов, занятых платными услугами, более привлекательны, чем в частных центрах. Пациенты же повсеместно оплачивают в том числе и те услуги, которые им положены по госгарантиям бесплатно. Кроме того, с точки зрения ФАС частные медцентры должны быть допущены к оказанию услуг по госзаказу в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), помощи детям и другим категориям населения.

Чтобы понять, как в действительности обстоят дела в сегменте платных медуслуг, оказываемых госучреждениями, Минздравсоцразвития поручило Росздравнадзору провести массовые проверки по всей стране. Об их результатах участников вчерашнего заседания проинформировала замруководителя Росздравнадзора Ирина Серегина. По ее словам, выявлены многочисленные нарушения, среди которых главные — оказание услуг ЛПУ, не имеющими на это лицензий, и повсеместное оказание бесплатных услуг за деньги.

Доля платных услуг в государственных клиниках давно превысила законные 5—15%. В нескольких московских специализированных центрах, оказывающих высокотехнологические медицинские услуги, доля платных услуг составляет более 70%, а оставшиеся бесплатные лимиты на операции намеренно придерживаются. Это дает возможность врачам и руководству медучреждения получать дополнительные личные доходы, однако пациенты обычно не понимают, за что конкретно они заплатили и почему. Перечни бесплатных услуг вывешены в единичных ЛПУ. Теперь Росздравнадзор предложил это сделать всем ЛПУ до 1 января 2009 года.

Минздравсоцразвития неоднократно разъясняло госмедучреждениям, что согласно постановлению правительства России от 15.05.2007 № 286 на платной основе не могут предоставляться первичная медико-санитарная, неотложная, cкорая медицинская, специализированная (в том числе высокотехнологичная) помощь, а платные медуслуги возможны, как говорится в документе, только "сверх установленных видов и объемов медицинской помощи".

В связи с чем замещение бесплатной помощи платными медуслугами в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения недопустимо.

Замминистра здравоохранения и социального развития Владимир Белов заявил, отвечая на запрос Росздравнадзора, что недофинансирование ЛПУ не может быть аргументом для замещения платными услугами обязательств государства по предоставлению гражданам бесплатной медпомощи. О нарушениях и санкциях в этой области говорится и в приказе № 446 департамента здравоохранения Москвы: "Были установлены случаи предоставления медицинскими учреждениями платных медицинских услуг без соответствующего разрешения, оказания за плату скорой медицинской помощи гражданам России, включения платных пациентов в реестр услуг по ОМС, приведшие к двойному финансированию медицинских учреждений".

Зампред комитета Госдумы по охране здоровья единоросс Сергей Колесников отмечает, что пациенты вправе получать как платные, так и бесплатные медуслуги. Запрет платных услуг в государственных ЛПУ лишит население помощи, поскольку частные центры достаточной инфраструктуры не имеют. В то же время платные услуги должны быть стандартизированы и узаконены.

"За нелегальные платежи и "благодарности", граничащие со взятками, руководители ЛПУ должны нести ответственность", — заметил Колесников.

Аналитики, юристы и эксперты экономисты предупреждают, что решительные запретительные меры ФАС не только могут повлечь за собой очереди на медуслуги, но и переведут частные платежи в теневую сферу. Такого мнения придерживаются, например, доцент юридического факультета Санкт-Петербургского госуниверситета Михаил Ковалевский, замдиректора Независимого института социальной политики Сергей Шишкин, профессор Высшей школы экономики Игорь Шейман. Именно так произошло на Украине, где платные услуги государственным ЛПУ запрещены, но 94% граждан вынуждены втихомолку платить врачам, а улучшение медобслуживания при этом не происходит.

По данным Discivery Research Group, ежегодный темп роста рынка платных медицинских услуг в ЛПУ всех видов собственности в России (без учета теневого сектора) за последние пять лет составил в среднем 25—27%. По оценкам Минздравсоцразвития, в ближайшие годы рынок платных медицинских услуг будет расти на 12% в год.