• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школы в России эффективны для адаптации детей-мигрантов — исследование

РИА Новости. 26 марта 2012

Посещение российских школ является самым эффективным инструментом для адаптации детей-мигрантов, кроме того, это помогает в адаптации и их родителям — к таким выводам пришли авторы исследования "Положение детей мигрантов в Санкт-Петербурге", которое проводила Высшая школа экономики по заказу ЮНИСЕФ и Санкт-Петербургского отделения российского Красного креста.

К работе над этим исследованием была привлечена рабочая комиссия, куда вошли представители органов исполнительной власти, а также ключевых организаций городских ведомств, которые в своей работе сталкиваются с детьми-мигрантами.

"С точки зрения социальной ситуации в России было бы лучше, если бы у всех детей-мигрантов, независимо от их статуса, была возможность ходить в школу... это один из самых эффективных инструментов для адаптации детей-мигрантов", — сказал на пресс-конференции в петербургском медиацентре РИА Новости профессор Высшей школы экономики Даниил Александров, представляя результаты этого исследования.

При этом он отметил, что в петербургских школах межэтнические конфликты являются редкостью.

"Школы (в Петербурге) оказались очень толерантным местом... Мало кому из опрошенных детей приходилось самому сталкиваться с проявлениями дискриминации по этническому признаку", — сказал ученый.

Вместе с тем, по его словам, на бытовом уровне ксенофобию на себе испытывают многие опрошенные школьники, но, как правило, она направлена не на детей, а на взрослых мигрантов.

Он добавил, что внутри школ отношения между детьми строятся не по этническому признаку, хотя дети мигрантов несколько чаще дружат между собой.

Александров также отметил, что зачастую дети-мигранты мотивированы к учебе даже больше, чем их сверстники — представители этнического большинства. Однако серьезным барьером для них является недостаточное знание русского языка, особенно остро эта проблема стоит перед подростками, которые оказались в России в возрасте старше 10 лет.

Участники пресс-конференции, среди которых были представители ЮНИСЕФ и Федеральной миграционной службы, отметили, что наиболее острой проблемой остается несовершенство законодательной базы, которое затрудняет легализацию детей на территории России. Наиболее часто встречающаяся правовая проблема — это истечение срока временной регистрации. Даже если родители имеют разрешение на работу и легально продлевают свой срок пребывания в РФ, для детей возможность продления не предусмотрена.

"Мы понимаем, что с одной стороны — каждый ребенок имеет право на доступ к образованию, но с другой стороны — нас заботит и законность пребывания иностранного гражданина на территории РФ", — сказала глава Управления ФМС по Петербургу Елена Дунаева.

Между тем в исследовании отмечается, что число детей, не попавших в систему образования из-за нелегального статуса родителей в России, в настоящее время не известно. Невозможно и в целом оценить масштаб миграционных потоков, и отсутствие надежных данных по этому вопросу служит почвой для "моральных паник" не только в СМИ, но и в экспертной среде.

"Сколько в Петербурге детей-мигрантов, до сих пор никто не знает. Пока есть данные только комитета по образованию — о тех, кто посещает школы и детские сады. А сколько тех, кто не посещает — не знает никто", — сказала в свою очередь городской уполномоченного по правам ребенка Светлана Агапитова.

Так, по ее словам, в детских садах в этом году число детей-мигрантов составляет около 1,1 тысячи человек, в школах — порядка 7,8 тысяч. С минувшего года число детей мигрантов в школах Петербурга увеличилось примерно на 600 человек.