• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Концепцию развития пенсионной системы вынесли на суд общества

Известия. 16 апреля 2012

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов заявил «Известиям», что не видит принципиальных расхождений между  предложениями Экспертной группы и Минздравсоцразвития, поскольку и те, и другие, включают повышение пенсионного возраста

Фото: РИА НОВОСТИ/Константин Чалабов
Фото: РИА НОВОСТИ/Константин Чалабов
В Концепции развития пенсионной системы до 2050 года не будет содержаться предложения о повышении пенсионного возраста. Об этом в понедельник журналистам заявил замглавы Минздравсоцразвития (ведомство отвечает за разработку документа) Юрий Воронин. Правда, эксперты считают, что это не означает фактического отказа от этой непопулярной меры.

— Минздравсоцразвития не вносило и не будет вносить предложений об увеличении пенсионного возраста ни для каких категорий застрахованных, — заявил замглавы Минздрава Юрий Воронин.

Как он пояснил, это не связано с политическими мотивами — просто в стране нет демографических оснований для такого решения. Россия, пояснил замминистра, не достигла уровня продолжительности жизни в тех странах, где увеличили пенсионный возраст. Поэтому эта мера может означать только одно — ущемление социальных гарантий для существующих и будущих пенсионеров.

Как рассказал Юрий Воронин, сейчас есть несколько предложений по концепции развития пенсионной системы. Свое видение предложили Минфин, Минэкономразвития и Экспертная группа, которая разрабатывала Стратегию-2020. За исключением Минздрава, все предоставленные инициативы включают пункт о повышении пенсионного возраста.

— Предложены различные подходы, часто диаметрально противоположные, — отметил замглавы Минздравсоцразвития. — Поэтому мы предложили вынести проект на широкое общественное обсуждение, фактически речь идет об общественной экспертизе. Мы посмотрим, какая позиция наберет наибольший общественный рейтинг и именно с ней выйдем на правительство.

В качестве общественности привлекают законодателей, трехстороннюю комиссию (входят представители правительства, профсоюзов и работодатели), а также участников профессиональных объединений и ассоциаций.

Как отметил Юрий Воронин, консолидированные предложения должны быть разработаны и представлены до 1 октября текущего года, в течении 2013 года оформлены законодательно, чтобы заработать с 1 января 2014 года, когда истекает срок переходного периода, на который были снижены страховые взносы.

Замглавы Минздравсоцразвития не сомневается, что общество поддержит концепцию его ведомства. Отвечая на вопрос «Известий», он подчеркнул, что даже если другие заинтересованные министерства не согласуют предложения Минздрава, то документ может поступить в правительство с их особым мнением и аргументами, что не противоречит регламенту.

Тем не менее ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, один из основных разработчиков Стратегии-2020 заявил «Известиям», что не видит принципиальных расхождений между предложениями Экспертной группы и Минздравсоцразвития, поскольку и те, и другие, включают повышение пенсионного возраста.

— Различия состоит лишь в том, что группа предложила поэтапное повышение пенсионного возраста (например, для женщин — на три месяца в год, начиная с 2015 года), а коллеги из Минздрава в более измененной форме, — заметил Кузьминов. — Формально в концепции Минздрава речь не идет о повышении пенсионного возраста, но фактически она основана на том, чтобы перестать индексировать пенсии тем, кто не соглашается уйти на заслуженный отдых в 65 лет. Только с этого момента им гарантировано устойчивое повышение пенсий.

На данный момент Минздравсоцразвития предлагает концепцию трехуровневой (трехэтажной пенсионной системы). На первом — государственное финансирование. На втором — развитие корпоративного страхования с участием работодателя или межотраслевых фондов, на третьем — добровольное накопления при стимулировании и поддержании государства. Наполнение всех трех этажей продолжается и пока окончательно не сформулировано.

Так, на первом Минздрав считает возможным вернуться к практике советского времени — трудовому стажу. Для этого будет разработана формула, по которой будущая пенсия будет зависеть от срока работы и заработка. Юрий Воронин напомнил, что тогда для женщин был установлен стаж в 20 лет, для мужчин — в 25 лет. В этом случае им начислялась пенсия в 55% от предыдущего заработка. За каждый год переработки добавлялось по 1%, но в пределах 75%. Сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы стимулировать работников продолжать деятельность и после установленного срока за счет повышенных коэффициентов.

— Например, чтобы годы, которые идут в стаж после 50 лет стоили «дороже». Это будет мотивировать к тому, чтобы не оформлять пенсию в период продолжения рабочей деятельности, — рассказал Юрий Воронин.

По мнению Ярослава Кузьминова, такой подход будет иметь смысл, если в случае отложенного выхода на заслуженный отдых пенсия в 1,6–1,7 раз превышала базовую.

— Иначе речь идет о фактическом снижении уровня доходов людей, которые ушли на пенсию в положенный срок, — подчеркивает ректор Высшей школы экономики.

В Минздраве соглашаются, что беспредельными пенсии не будут. Естественно, будут установлены ограничители, в качестве которых может выступать и максимальный размер зарплаты, от которой будет начисляться процент. Пока формула не выработана. Это, как обещают в Минздраве, будет сделано к 1 октября на основании актуарных расчетов, которые сейчас проводит Пенсионный фонд России.

Как считает Воронин, уместно ориентироваться на мировые показатели, где при 30-летнем стаже репрезентативного работника коэффициент замещения не должен быть менее 40% от заработка. Он пояснил, что при исчислении стажа будет также учитываться служба в армии, уход за детьми, инвалидами. А вот обучение в этом плане не рассматривается на том основании, что человек тратит время на получение образования, чтобы потом получать большую зарплату.

— Риски есть в обеих предложенных моделях, — не сомневается Ярослав Кузьминов. — Они обе основаны на том, что люди до 40 лет готовы к повышению пенсионного возраста и размера пенсии в конечном итоге. А те, кто постарше категорически против таких решений. В этом и заключаются риски в обоих случая.

Но общественность в лице законодателя, председателя комитета Госдумы по труду и социальной политики Андрея Исаева, поддержала позицию Минздрава. Депутат уверен, повышение пенсионного возраста станет не только несправедливой для населения, но и убыточной для бюджета.

— Если пенсионный возраст будет повышен всего лишь на пять лет, это даст бюджету экономию всего лишь в 170 млрд рублей, — рассказал он «Известиям». — Когда как общий бюджет фонда составляет 5 трлн. Между тем, при повышении пенсионного возраста мы сразу же получаем сильнейшее давление на рынок труда — громадное количество пожилых людей может остаться без работы. И им придется платить пособие по безработице. Так же вырастут расходы и в других секторах экономики, так что в итоге от такого повышения бюджет может проиграть, а не выиграть.

Впрочем, заверив публику, что в Концепцию развития пенсионной реформы строка о повышении пенсионного возраста, Юрий Воронин не исключил, что там может появиться формулировка, о возможности изменений в случае, если Россия догонит развитые страны по продолжительности жизни и отношению этого показателя к пенсионному возрасту. Тогда вопрос о повышении может быть внесен со сроками в рабочем порядке.