• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новая социальная политика

Россия: Третье тысячелетие. 29 мая 2012

В агентстве «РИА Новости» прошла пресс-конференция на тему «Стратегия-2020»

«В основе завтрашней экономики - не танки и трубы, и даже не природные ресурсы, а постиндустриальные технологии - сервисные отрасли, ориентированные на развитие человеческого капитала».

«Стратегия-2020»

В агентстве «РИА Новости» прошла пресс-конференция на тему «Стратегия-2020». В итоговом докладе известные учёные-экономисты познакомили представителей СМИ с общими выводами результатов своей экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии развития России на период до 2020 года. Рассказывая о новой социальной политике, учёные отметили: «Кризис 2008-2009 годов показывает - Россия находится на переломе социально-экономического развития. Стране необходим быстрый (не менее чем на 5%) экономический рост, требующий более интенсивного использования всех ресурсов и резервов производительности труда. Россия уже не может жить исключительно за счёт экспорта сырьевых ресурсов как из-за нестабильности цен на них, так и из-за неизбежного в этом случае технологического и институционального отставания. Экономика теряет свою конкурентоспособность из-за роста внутри страны относительных цен, в которых при этом заложена неэффективность госрегулирования, коррупция, слабость судебной системы и плохой инновационный климат». Эксперты отметили, что необходимость перераспределения средств от сырьевого сектора в низкоэффективные сектора экономики с высокой занятостью приводит к гипертрофированной роли государства в экономике, искажению и подавлению рыночных стимулов, доминированию ресурсоориентированных и иждивенческих настроений.

Как утверждают экономисты, задача «Стратегии-2020» состоит в выходе на траекторию устойчивого и сбалансированного роста в целях модернизации, в переходе к инновационной стадии развития и созданию инфраструктуры постиндустриального общества.

Задействовать в экономическом росте человеческий капитал будет возможно только при новой социальной политике. Прежде она была направлена на поддержку социально незащищённых слоёв населения, практически не учитывая интересы городского среднего класса - группы, которая растёт по мере экономического роста страны и которая может выбирать модели трудового поведения и потребления. Только с опорой на неё можно реализовать потенциал инновационного развития. Это не означает отказа от прежних приоритетов (преодоления бедности), но наравне с совершенствованием и обеспечением социальных гарантий всему населению необходимо создавать новые стимулы и возможности для среднего класса.

В докладе были затронуты такие ключевые сферы, как рынок труда, миграционная политика, профессиональное образование, образование и социализация детей, неравенство и бедность, политика охраны здоровья, жилищная политика и т. д.

О том, как и кем был подготовлен итоговый доклад «Стратегия-2020» рассказывает ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов:

- В декабре 2010 года Владимир Путин дал поручение мне и ректору РАНХ и ГС при Президенте РФ Владимиру Мау - сформировать коллектив экспертов, которые представили бы свои предложения по необходимому обновлению «Стратегии-2020». Когда-то она существовала в редакции 2008 года и была принята правительством практически перед самым кризисом. Степень эффективности использования такой стратегии с учётом новой реальности, созданной кризисом, конечно, была достаточно сомнительной: там были эксперименты, которые реализовались безотносительно к кризису, но в то же время целый ряд структур в социальной сфере был заморожен.

После выхода России из кризиса (сейчас уже можно сказать, что мы достигли бескризисных объёмов экономики), естественно, встал вопрос, каким образом эту стратегию переформулировать. Путин поставил достаточно нетривиальную для экспертной работы задачу: собрать экспертов разных направлений и работать публично. Нами была создана 21 экспертная группа, покрывавшая ряд ключевых точек этой национальной стратегии. В первую очередь туда входили макроэкономическая политика, политика в области финансово-кредитного сектора, бюджетная и налоговая политика, политика в области приватизации, а также распоряжение государственными активами. С другой стороны был комплекс реформ в сфере непосредственной ответственности государства: здравоохранение, образование, местное самоуправление. Именно они составляли и составляют ядро так называемых «запоздавших реформ», реформ, которые мы не сделали бы в 90-х годах и которые не были сделаны в течение 2000-х годов.

Итак, что представляется результатом нашей работы? Нам удалось сформулировать основные направления экономической политики, которые учитывают интересы среднего класса. Это основной взгляд разработчиков данной стратегии, результат огромной работы всего нашего коллектива, который впервые вовлёк более тысячи реальных экспертов! Людей, которые давали свои материалы, писали рецензии и т. д. Это очень большой охват экспертных сил!

Направления политики частично приняты, частично конкретный механизм ещё предстоит выбрать, частично - у нас нет ещё ответа на то, каким всё-таки образом новое правительство и новый президент определятся по отношению к тем или иным направлениям наших предложений. Например, налоговые предложения, которые вносили эксперты, в значительной степени поддержаны. Сейчас вполне позитивно обсуждают модель бюджетного манёвра, и есть ощущение, что нам удаётся донести смысл наших предложений. А вот, например, разделы общего профобразования и эмиграционной политики в значительной степени поддержаны с позиции соответствующих ведомств, с позиции В.В. Путина, которую он определил в своих статьях.

Однако целый ряд тем находится ещё на уровне развития. Главная из них, конечно же, пенсионная реформа. Как вы понимаете, это ресурсоёмкое направление в политике. Здесь ответственно всякое решение, которое принимается! Нам, конечно же, приятно, что Владимир Путин в своих социальных формах статьи поддержал наши предложения по ускоренному формированию накопительной пенсионной системы, накопительного компонента пенсии. Это абсолютно необходимая вещь! Человек, зарабатывающий 60 тысяч рублей (кстати, это не очень много для среднего класса), имеет коэффициент замещения меньше 12-15%, и это - не та пенсия, ради которой человек будет работать! Она просто экономически не существует. Чтобы ответить на вопросы такого рода, нам нужно, чтобы правительство приняло реальные решения по пенсионной реформе.

Есть ещё и аспект бюджетной сбалансированности! Этот аспект, напрямую связанный с пенсионной реформой, окончательного решения пока ещё не нашёл. По этому поводу должны обязательно идти публичные дискуссии и общество должно «с открытыми глазами» относиться к любым предложениям в этой политике.

Третий вид наших предложений - политика в области транспортных инфраструктур. Мы предлагаем существенно расширить инвестиции в транспортную инфраструктуру, увеличив их на 700-800 миллиардов рублей в год. Пока мы не имеем реакцию руководства страны, насколько эти предложения будут поддержаны, в первую очередь по структуре расходов. В ближайшие месяцы будут также проведены совещания по тем предложениям экспертов, которые ещё не обсуждались.

Мы не затрагивали две важные группы направлений, одна из которых - судебная правоохранительная система. В разделе о бизнес-климате, у нас есть техническое задание для судебной правоохранительной системы, которая не должна мешать инвесторам и предпринимателям. Сегодня она составляет в нашей стране реальный риск для людей, которые занимаются или хотят заниматься бизнесом. Своё отношение как экономисты мы сформировали в виде технического задания и теперь дело за юристами, которые должны более детально проработать вопрос, как это сделать. Приятно, что в своих предвыборных выступлениях Путин поддержал такой подход.
Второе направление, которого мы не касались и о чём сейчас идут дискуссии, - это отраслевые стратегии. Их достаточно часто противопоставляют «Стратегии-2020». В одном из изданий я читал текст господина Ремизова, где он прямо говорит, что Путин выделил отраслевые стратегии как главный аспект, потому что в «2020» этого нет. В «Стратегии- 2020» этого действительно нет, так как была договорённость с руководством страны: мы сосредотачиваемся на тех секторах политики, которые должны измениться. Конечно же, без всякого сомнения, отраслевые стратегии должны быть пересмотрены! Владимир Путин написал, в своей экономической статье, каким образом они будут пересмотрены, и нас это полностью удовлетворяет.

Хочу также добавить, что весь 2011 год мы работали в строго экспертном составе. Публично, открыто для всех, но именно в экспертном составе. В 2012 году добавился дополнительный контур обсуждений. Это контур большого правительства, то есть обсуждение широким кругом представителей креативного класса. Это первый слой гражданского общества, который не просто заинтересован в результатах экономической политики, а способен её обсуждать. Часто спрашивают: «Что эти молодые люди, эти менеджеры могут добавить?» И всё же несмотря на то, что они обладают меньшей информацией и у них некий секторальный подход, такие люди, действительно, многое могут добавить в нашу общую работу! Для нас это очень интересный этап работы большого правительства, который проходит под руководством Аркадия Дворковича. Такой контур обсуждений исключительно важен как реакция верхушки креативного класса на все эти предложения. Мы провели самые широкомасштабные в российской истории социологические обследования, так что у нас есть реакция разных групп населения на набор предлагаемых мер.

Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Владимир Мау:

- У нас очень своеобразный жанр работы. От нас всё время ждут программы, а мы предлагаем стратегию! Отличие состоит в том, что мы обсуждаем реалистичные развилки социально-экономической политики, а не однозначную политику. Практически в каждом разделе есть решения не технического, а политического характера, причём неоднозначные, где только Председатель Правительства и Президент могут ответить, какие вопросы они собираются реализовывать. Именно в этом формате можно делать следующий шаг: третий шаг подготовки документов, как программы, в узком смысле этого слова, так и проектов, нормативных актов для реализации этих развилок.

Известно, что уже прошли обсуждения новой модели экономического роста, бюджетной политики, налоговой политики, банковской политики, пенсионной реформы. Пока преимущества связаны с макроэкономикой, с понятным выходом на социальные проблемы. Мы исходим из того, что страна и мир действительно подошли к этапу, когда требуется выработка новой модели экономического роста. По этому поводу идёт большая дискуссия, правда, теоретического характера, в которой некоторые наши коллеги-критики спрашивают: «А в чём, собственно, состоит эта модель? Что в этом нового?»

В данном случае мы говорим о повторении набора старых истин, которые сегодня стали более актуальны. Последние 20 лет мы жили в условиях высокой инфляции, приближающейся к 10%, что по нашим масштабам (в отличие от международных) нормально, и мы могли себе это позволить (были дешёвые заёмные ресурсы для инвестиций). Но сейчас они ограничены, и мы должны пойти на существенное снижение инфляции, снижение процентных ставок и, соответственно, переориентацию спроса на капитал, на внутренний финансовый рынок. В принципе, сегодня мы столкнулись с тремя крупными глобальными вызовами, на которые стремится дать ответ наша концепция. Прежде всего это изменение ситуации в глобальной экономике!

Что же такое глобальный кризис? Он глобальный не потому, что какое-то время нам всем было плохо, а потому, что мы вошли в период турбулентного неустойчивого десятилетия. В период, когда рынки и международные экономические вызовы будут перестраиваться, будут искаться новые механизмы государственного регулирования, новые механизмы регулирования финансовых рынков, новые валютные конфигурации, в том числе и появление новой резервной валюты или системы валют. Это период очень серьёзных структурных сдвигов, и один из них, очевидно, будет состоять в том, что развитые рыночные экономики не будут драйвером экономического роста. Они не будут источником спроса, какими были на протяжении предыдущих 20 лет, что отчасти было связано с кризисом коммунизма. Это не хорошо и не плохо, и из этого кризиса они выйдут, скорее всего, обновлёнными и более сильными. Перефразируя решение XXIV съезда КПСС о третьем этапе общего кризиса капитализма, кризис развитых западных экономик не означает 4-й этап общего кризиса капитализма. То есть на протяжении десятилетия это не будет основным источником спроса и, скорее всего, основным источником денег. Всё это будет создавать очень серьёзную проблему! Хочу напомнить, что у нас, между прочим, почти 60% экспорта - это ЕС. Почти 60% торгового оборота. Это означает наше определённое замедление. Значит ли это, что мы должны переориентироваться на спрос быстро растущих восточных экономик?

С другой стороны, мы понимаем, что структура восточных экономик будет состоять в усилении роли внутреннего спроса, и в этом смысле будет, конечно, спрос на наши ресурсы. Но наша-то задача - вовсе не в превращении Китая в технологический придаток, как раньше таким технологичным придатком России была Западная Европа! Это очень серьёзный вопрос структурной адаптации российской экономики, которую мы обсуждаем.

Вторая проблема нового экономического роста - серьёзный демографический вызов в развитом мире, включая в данном случае и Россию. Кстати, сегодня ухудшаются демографические показатели во многих странах, так что это не только наш феномен. Однако Россия в последние годы вступила в определённую фазу, которую почему-то часто не замечают или предпочитают не замечать! Численность населения России сокращается уже почти 20 лет, последние же два года (это естественный демографический результат) начинает сокращаться численность населения уже в трудоспособном возрасте. Этот фактор продлится довольно долго. До начала глобального кризиса это было простым совпадением, так как несмотря на демографические проблемы, численность населения в трудоспособном возрасте росла. Рабочая сила увеличивалась даже при сокращении численности населения.

Сейчас же численность рабочей силы сокращается, что создает серьёзные проблемы в плане технологического обновления и роста производительности труда. Да, конечно, наши темпы практически гарантированно будут расти выше среднемировых, но будут ниже, чем в Китае. Когда меня спрашивают: «Какой будет в России темп роста?» - я всегда отвечаю: «Выше, чем в Германии, но ниже чем в Китае». Это достаточно объективный тренд (не хорошо и не плохо), но это некоторая данность.

Здесь возникает целый ряд проблем, касающихся, в частности, резерва населения неблагоприятных миграционных трендов. Нужно понимать, что приток населения у нас происходит за счёт неквалифицированной рабочей силы, а отток - за счёт квалифицированной. Дисбаланс влечёт за собой серьёзные социальные вызовы, включая снижение спроса на качество образования и здравоохранения. Ни для кого не секрет, что человек с хорошими деньгами сейчас начинает реализовывать свой спрос на качество образования и здравоохранения к западу от границ России, а вовсе не внутри этих границ.

Ну и, наконец, технологический вызов, с которым мы сталкиваемся и ещё столкнёмся в обозримом будущем. Об этом тоже идёт речь в «Стратегии-2020». Технологический вызов связан как с перспективным снижением роли нефтегазового сектора в мировой экономике (зелёными технологиями и альтернативными видами энергии), так и с необходимостью технологического обновления: предъявлением нового спроса на качество рабочих мест, которое идёт от того же среднего класса. Сейчас много говорят о среднем классе, а это очень серьёзная проблема в нашей экономике и нашей социальной структуре. Российская пенсионная система в значительной мере была нацелена не на средний класс, поэтому обсуждать, будет пенсия 7-8 тысяч или 15 тысяч рублей, конечно же, несерьёзно: такие суммы не для развитого, и тем более не для креативного класса! Не стоит обсуждать и увеличение рабочих мест, не говоря уже об их качестве, так как всё это тоже не для среднего класса. Мы можем бурно наращивать рабочие места для иммигрантов, для мигрантов из Азии и с Востока, но не создавать рабочие места для своего отечественного креативного класса!

Перед нами стоит очень сложная задача - в рамках новой модели экономического роста трансформировать политику занятости, равно как и другие аспекты социальной политики, и прежде всего пенсионной системы, системы здравоохранения и образования, ориентируясь на интересы именно креативного класса! Даже если он сегодня не составляет большинство, будущее, конечно же, именно за ним. Кстати, за время работы над «Стратегией-2020» у нас офисный планктон превратился именно в креативный класс. И это важнейшее достижение последнего года!

Экспертысчитают, что такие отрасли, как образование, медицина, информационные технологии, медиа, дизайн и т.д., создаются креативным классом - людьми творческого труда, в ходе своей обычной работы создающими инновации. У России есть базовые условия для его развития - системы образования и культуры. Но этот ресурс быстро теряется в силу недофинансирования систем, неправильных стимулов для их развития, создаваемых госрегулированием. Деградирует фундаментальная наука. Развитие всех этих систем возможно только с опорой на самодеятельность профессиональных сообществ, которые могут взять на себя функции контроля, надзора, гарантирования и оценки качества социальных и государственных услуг. Однако становление профессиональных сообществ и передача им части государственных функций невозможны без активной политики государства в этой области. Авторы доклада по «Стратегии-2020» рассчитывают на поддержку своих основных предложений со стороны Президента и Председателя Правительства РФ.