• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нельзя всех людей посадить на пособия и отправить на временные работы

Радио Свобода. 5 марта 2009

Директор Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Владимир Гимпельсон в эфире радио "Свобода".

05.03.2009 22:22 Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие экономический обозреватель Радио Свобода Иван Трефилов.

Кирилл Кобрин: Новости бирж, финансовых рынков, репортажи, интервью и комментарии на экономические темы, курсы валют в "Экономической панораме" Ивана Трефилова.

Иван Трефилов: Численность безработных в России, официально зарегистрированных в службе занятости, к концу 2009 году может составить 2,8 миллиона человек, заявила министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова. Это на 27% больше, чем предусматривал предыдущий прогноз, представленный в сентябре.

По данным министерства, сейчас в России официально зарегистрированы почти 2 миллиона безработных. Однако общее их количество, рассчитываемое по методологии Международной организации труда, примерно в 3 раза больше. Таким образом, как считают эксперты, к концу текущего года реальное число людей, не имеющих работу, может составить от 8 до 9 миллионов, что приведет к увеличению уровня безработицы с нынешних 8% экономически активного населения до, как минимум, 10%. Насколько реальны такие оценки, говорит директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон.

Владимир Гимпельсон: Я не берусь делать такие прогнозы, потому что эти две безработицы довольно разные. Они хотя и пересекаются, но одна не является частью другой. Что касается регистрируемой безработицы, она учитывает тех людей, которые сами идут в службы занятости и регистрируются как безработные. То есть эти люди реагируют не только на то, что у них нет работы, но и на то, какую помощь и какое пособие они могут получить. Чем выше пособие, тем больше стимул — а мы знаем, что с 1 января пособие повышено.

Что же касается безработицы по МОТ, то она может быть достаточно высокой при том, что регистрируемая безработица очень низкая. В нашей истории такие периоды были — общая безработица, которая рассчитывается на основе обследования, была высокой, а регистрируемая безработица, которая предполагает действия самих людей, была низкой. Соответственно, можно создать такие условия, когда регистрируемая безработица может резко вырасти. Это зависит от институтов — чем выше пособие, тем выше регистрируемая безработица.

Иван Трефилов: В нынешнем году на программы занятости из федерального бюджета правительство намерено выделить более 40 миллиардов рублей. На Ваш взгляд, можно ли считать эффективными сегодня действия властей по поддержке внутреннего рынка труда?

Владимир Гимпельсон: На мой взгляд, это попытки найти потерянный ключ под фонарем — не потому, что он был там потерян, а потому, что там кажется светлее. Одна из основных предлагаемых мер в этих программах — временные общественные работы. Но здесь целый ряд проблем. Во-первых, в регионах должна быть инфраструктура для таких работ, а во вторых — люди, которые теряют работу, должны быть к ним готовы. Но главное даже не это. Закончилось время этих временных работ, а дальше что? Люди вернутся в регистры безработицы? То есть, это не отвечает на главный вопрос — откуда возьмутся рабочие места в том или ином регионе. На мой взгляд, ключевая проблема — это не безработица (она по мировым меркам не высокая), а вопрос о том, что нужно сделать с экономикой, чтобы она стала генерировать рабочие места. А для этого нужны институциональные и, я бы даже сказал, политические реформы.

Иван Трефилов: Что вы имеете в виду?

Владимир Гимпельсон: Нужна конкуренция. Нужно, чтобы вход на рынок для компаний, для бизнеса не был запретительно дорогим. Будет конкуренция, будет, соответственно, больше рабочих мест. А сегодня мы знаем, что, особенно на местном уровне, конкуренция очень жестко ограничивается местными властями. Они имеют свой бизнес, который "крышуют" или который они патронируют, а все остальные жестоким образом искореняются или вытесняются. Кроме того, что такое коррупция для бизнеса? Это означает, что издержки входа на рынок очень высоки, и не все их могут себе позволить. Соответственно, это оборачивается не созданными рабочими местами. Вместе того, чтобы расширяться и набирать 20 людей, фирма не расширяется и нанимает только пять. Мне кажется, что-то из этого имел в виду президент Дмитрий Медведев, выступая на заседании Госсовета в Иркутске. Другое дело, что это не новые идеи и про это говорят уже 15 лет, если не больше. Но воз и ныне там.

Иван Трефилов: А в целом, насколько актуален разговор об увеличение числа рабочих мест в стране в условиях нынешнего экономического кризиса?

Владимир Гимпельсон: Создание рабочих мест актуально для любой экономики и в любой ситуации. Вопрос в том, как добиться создания рабочих мест в условиях, когда спрос из-за кризиса очень низкий. Но в "тучные" годы экономического роста, когда спрос рос, рабочие места тоже не создавались — мы знаем, что в компаниях рабочих мест стало меньше, а занятость росла, в основном, не в компаниях, а в неформальном секторе, который в своих масштабах вырос.

Нам же нужно понимать, что нельзя всех людей посадить на пособия и отправить на временные работы. Значит, нужны рабочие места, которые должен создавать бизнес. А для этого нужно, чтобы бизнес воспринимал правила игры как понятные, прозрачные, надежные и прогнозируемые. И чтобы институциональная среда — среда для ведения бизнеса и предпринимательской деятельности — была благоприятной и дружелюбной. В противном случае никто никакие рабочие места создавать не будет.

Поэтому сегодня, несмотря на кризис, нужно думать именно об этом, а безработица будет меньше как следствие этих мер. А когда мы озабочены только тем, чтобы запретить или не допустить высвобождения людей с предприятий, которые технологически устарели еще десятилетия назад, мы только пытаемся законсервировать эту технологическую и организационную отсталость. Это не приближает нас к решению проблемы безработицы, а только ее откладывает, модифицирует формы проблемы, но не дает решения.

Иван Трефилов: Это был директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон.