• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Уволить нельзя оставить

Российские вести. 21 января 2009

Как отмечает директор Центра трудовых исследований Государственного университета — Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон, в России многие компании традиционно стараются держать персонал, сокращают расходы за счет вынужденных отпусков, неполного рабочего времени, отмены премий и бонусов. Это ведет к снижению заработной платы всех работников, но при этом сохраняется общая численность персонала.

Экономический кризис рано или поздно придет к своему завершению. Предприятиям и фирмам потребуется наращивать обороты и увеличивать производство. В этой ситуации, как прогнозируют эксперты, выигрыш будет сопутствовать тому, кто в трудное время постарался сохранить максимальное число специалистов.

Несмотря на то, что сегодня найти работу куда труднее, чем потерять ее, Россия как жила в условиях дефицита трудовых ресурсов, так живет. Демографическая ситуация по-прежнему не обеспечивает в стране рост экономически активного населения. Поэтому проблема поиска работников нужной квалификации и образования вовсе не снимается с повестки дня, просто сейчас она временно отставлена в сторону.

Как отмечает директор Центра трудовых исследований Государственного университета — Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон, в России многие компании традиционно стараются держать персонал, сокращают расходы за счет вынужденных отпусков, неполного рабочего времени, отмены премий и бонусов. Это ведет к снижению заработной платы всех работников, но при этом сохраняется общая численность персонала.

Если рынок труда США и Евросоюза в кризисных ситуациях регулирует занятость путем изменения количественных параметров рынка труда, то в нашей стране в тяжелые времена заработная плата работников "обваливается" примерно на треть, а занятость при этом остается относительно стабильной. Так было и в период экономических реформ 1990-х годов и в период дефолта 1998 года. В тех же 1998—1999 годах, по данным Госкомстата, вопреки всеобщим ожиданиям роста уровня безработицы и проведения массовых сокращений персонала, процесс высвобождения кадров с российских предприятий протекал в рамках уже сложившейся ранее тенденции, даже наблюдалась отрицательная динамика в части абсолютного выбытия работников.

Однако важно, чтобы действия по удержания персонала на предприятии носили адекватный характер, без попыток экономить на работнике там, где можно обойтись иными методами. Между тем уже сегодня, в частности, в строительном бизнесе выявляются эпизоды, когда компании реально обладали средствами, но при этом предпочитали не платить зарплату, используя экономический кризис как предлог.

Так что без контроля за работодателями в этот период никак не обойтись. Помимо государственных структур, такой мониторинг в оперативном режиме могли бы вести профсоюзы. В начале января данная тема как раз обсуждалась в ходе встречи Президента РФ Дмитрия Медведева и председателя ФНПР Михаила Шмакова. Профсоюзный лидер поставил вопрос о необходимости "вернуть прокуратуре ее настоящую роль, чтобы она действительно могла в силу обстоятельств, когда человек, работник или трудовой коллектив не в состоянии в полном объеме отстоять свои интересы, чтобы прокуратура могла встать на их защиту, и это было бы очень полезным дополнением к законодательству". Дмитрий Медведев поддержал эту инициативу.

Ряд профсоюзных лидеров выступают и с иными предложениями по вопросам трудового законодательства. Депутат Государственной думы РФ и сопредседатель профсоюза ""Защита труда" Олег Шеин считает, что, среди прочего, необходимо ограничить сверхурочные. В условиях роста безработицы применение сверхурочных работ является действием, влекущим за собой уменьшение числа рабочих мест. Поэтому необоснованные сверхурочные являются не частным делом между работником и предпринимателем, а событием, негативно влияющим на общественные отношения. Необходимо ввести административную ответственность работодателей за применение сверхурочных работ. Установить твердый тариф в зарплате. Сегодня доля премий, бонусов, стимулирующих выплат достигает в зарплате в отдельных предприятиях 60—80%. Условия выплаты этих бонусов, как правило, четко не определены. Соответственно, твердая, не подлежащая уменьшению зарплата, не превышает 1/5—2/5 от всех выплат. Подобное положение формирует нестабильность, так как работник не может с уверенностью быть заемщиком, планировать оплату за обучение детей, и создает возможность для произвольного понижения заработной платы, что является одной из предпосылок конфликтов. Необходимо, в соответствии с международной практикой, довести долю твердого тарифа, оклада в заработной плате до 60%.

Создать фонды переобучения. Российская экономика сильно зависит от экспорта, причем это относится не только непосредственно к экспортирующим предприятиям (нефть, металлы, газ), но и к тем, которые являются их смежниками (производство соответствующего оборудования, сборка танкеров и прочее). Ввиду колебаний на мировых рынках экономике по определению должна быть обеспечена большая гибкость. А для этого требуется переобучение работников. Зарубежный, в частности, шведский опыт предполагает введение специального налога с предприятий, за счет которого формируется фонд переобучения. Средства фонда расходуются на переподготовку работников в случае сокращений.

Кое-что из перечисленного уже делается. Остальное вполне может быть обсуждено в ходе широких общественных дискуссий, поскольку в случае реализации предложенных мер, их действие будет сказываться не только во время кризиса, но и за временными его пределами.